• Вконтакте
  • Telegram
  • YouTube
Об институте
Пресс-центр
Версия для слабовидящих
Briefly in English
...
Наука
  • Структура научной части
  • Научные конференции
  • Заседания ЛОР-общества
  • Научные исследования
  • Патенты и изобретения
  • Конкурсная комиссия на замещение должностей научных работников
  • Этический комитет
  • Ученый совет
    • Состав ученого совета
    • План заседаний
    • Положение о порядке присуждения ученых званий
    • Апробация диссертаций
  • Национальная медицинская ассоциация оториноларингологов
  • Состав Диссертационного совета
    • Авторефераты диссертации, объявленных к защите
    • Соискателям
    • Перечень представляемых документов
    • Образец титула диссертации
    • Список рассылки авторефератов
    • Справочные материалы
  • Онлайн опросы
  • Журнал "Российская оториноларингология"
    • Выпуски журнала
Образование
  • Сведения об образовательной организации
    • Основные сведения
    • Структура и органы управления образовательной организацией
    • Документы
    • Образование
    • Образовательные стандарты и требования
    • Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
    • Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
    • Стипендии и меры поддержки обучающихся
    • Платные образовательные услуги
    • Финансово-хозяйственная деятельность
    • Вакантные места для приема (перевода)
    • Доступная среда
    • Международное сотрудничество
  • Аспирантура
    • Прием в аспирантуру
    • Государственная итоговая аттестация (ГИА)
  • Прикрепление лиц для подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук без освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
  • Прикрепление лиц для сдачи кандидатских экзаменов и сдача кандидатских экзаменов
  • Ординатура
    • Прием в ординатуру
    • Государственная итоговая аттестация (ГИА)
  • Дополнительное профессиональное образование
  • Электронная информационно-образовательная среда
  • Электронное обучение
    • Аспирантура
    • Ординатура (по специальности Оториноларингология)
    • Ординатура (по специальности Сурдология-оториноларингология)
  • Конкурс на замещение должностей ППС
  • Аккредитация специалиста
Лечение и диагностика
  • Поликлиника
    • Лечебно-диагностическое отделение
      • ЭЭГ
    • Сурдологическое отделение
      • Сурдопедагог
    • Исследования слуха
    • Неврология
      • Консультация невролога
      • Тейпирование
      • Мануальная терапия
      • Лечебная блокада в неврологии
    • Вестибулярная лаборатория
    • Фониатрическое отделение
    • Нарушение функции слуховой трубы у детей
    • МРТ
      • МРТ артерий головного мозга. МРТ артерий шеи
      • МРТ внутреннего уха
      • МРТ головного мозга, при наличии показаний с контрастным усилением
      • МРТ мосто-мозжечкового угла, при наличии показаний с контрастным усилением
      • МРТ околоносовых пазух и носоглотки, при наличии показаний с контрастным усилением
      • МРТ среднего уха (протокол холестеатома)
      • МРТ позвоночника
      • МРТ среднего уха, при наличии показаний с контрастным усилением
    • КТ, Рентгенологическое отделение
    • Лабораторно-диагностический отдел
      • Исследование функции миндалин
    • УЗИ
    • Комплексная оценка функции носового дыхания
  • Стационар
    • Хирургическое отделение для взрослых
    • Хирургическое отделение для детей
    • Речевое отделение для взрослых
    • Речевое отделение для детей
  • Пациентам
    • Порядок приема пациентов
    • Правила госпитализации
    • Анализы для госпитализации
    • Правила посещения больных
    • Правила внутреннего распорядка
    • Платные услуги
    • ОМС
    • Памятка для граждан о гарантиях бесплатного оказания медицинской помощи
    • Гостиницы поблизости
    • Как добраться
    • Независимая оценка качества оказания услуг медицинскими организациями
  • Специалисты
  • Запись
    • Запись
    • Запись на платный прием
    • Запись на исследования
    • Запись на платную операцию
    • Запись на реабилитацию после кохлеарной имплантации
    • Запись на замену речевого процессора
    • Запись по ДМС
    • Запись по ОМС
    • Запись на операции по квоте ВМП
    • Отмена записи
  • Расписание приемов
  • Цены на платные услуги
  • Нарушения слуха
    • Аудиологический скрининг новорожденных
    • Кохлеарная имплантация
      • Обследование перед кохлеарной имплантацией
      • Подготовка ребенка к кохлеарной имплантации
      • Оформление направления на операцию
      • Вопросы, задаваемые пациентами-кандидатами на КИ
      • Вопросы, задаваемые родителями детей-кандидатов на КИ
      • Как правильно выбрать кохлеарный имплант
      • Что такое стволомозговая имплантация
      • Билатеральная кохлеарная имплантация
      • Сопровождение после операции
    • Реабилитация после кохлеарной имплантации
      • Реабилитация в ЛОР НИИ
      • Материалы для занятий
      • Реабилитация взрослых
      • Общение в шумных и других сложных условиях
      • Советы взрослым пользователям кохлеарных имплантов
      • Советы родственникам взрослых пользователей кохлеарных имплантов
      • Методички с Ушариком
      • Комплект пособий "Учусь слушать и говорить"
      • Пособия на национальных языках
      • Выбор школы
      • Родителям школьника с КИ
      • Родителям ученика коррекционной с КИ
      • Учителю: Условия усвоения речи учителя
      • Учителю: как быть понятным
      • Учителю: общение с одноклассниками
      • Книги для занятий со школьниками с КИ
      • Замена речевого процессора
      • Дистанционная настройка кохлеарного импланта
      • Инструкция к речевому процессору
      • Обслуживание и ремонт
  • Хирургические операции
    • Искривление перегородки носа. Септопластика
    • Тонзиллэктомия - удаление небных миндалин
    • Отосклероз. Стапедопластика
    • Тимпанопластика. Хронический средний отит
    • Холестеатома
    • Кохлеарная имплантация
      • Обследование перед кохлеарной имплантацией
      • Подготовка ребенка к кохлеарной имплантации
      • Оформление направления на операцию
      • Вопросы, задаваемые пациентами-кандидатами на КИ
      • Вопросы, задаваемые родителями детей-кандидатов на КИ
      • Как правильно выбрать кохлеарный имплант
      • Что такое стволомозговая имплантация
      • Билатеральная кохлеарная имплантация
      • Сопровождение после операции
    • Инвертированная папиллома полости носа - удаление полипов
    • Типичная большая компакт-остеома лобной пазухи
    • Губчатая форма остеомы с обширным распространением на лобную кость
    • Предушный свищ (преаурикулярный) - врожденная аномалия разития
    • Предушный свищ
    • Травматическая деформация уха
    • Шунтирование барабанной перепонки под общим наркозом
    • Аденотомия
    • Аденотомия с тимпанопункцией
    • Аденотомия с тонзиллотомией
    • Смешанная опухоль околоушной слюнной железы
    • Приобретенная атрезия наружного слухового прохода
  • Структура лечебной части
Запись
  • Запись
  • Запись на платный прием
  • Запись на исследования
  • Запись на платную операцию
  • Запись на реабилитацию после кохлеарной имплантации
  • Запись на замену речевого процессора
  • Запись по ДМС
  • Запись по ОМС
  • Запись на операции по квоте ВМП
  • Отмена записи
Контакты
  • Вопросы и ответы
  • Прием обращений и претензий
  • Заказ справки для налоговой
Ещё
    СПб НИИ ЛОР Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт уха, горла, носа и речи Минздрава РФ
    Запись
    Наука
    • Структура научной части
    • Научные конференции
    • Заседания ЛОР-общества
    • Научные исследования
    • Патенты и изобретения
    • Конкурсная комиссия на замещение должностей научных работников
    • Этический комитет
    • Ученый совет
      • Состав ученого совета
      • План заседаний
      • Положение о порядке присуждения ученых званий
      • Апробация диссертаций
    • Национальная медицинская ассоциация оториноларингологов
    • Состав Диссертационного совета
      • Авторефераты диссертации, объявленных к защите
      • Соискателям
      • Перечень представляемых документов
      • Образец титула диссертации
      • Список рассылки авторефератов
      • Справочные материалы
    • Онлайн опросы
    • Журнал "Российская оториноларингология"
      • Выпуски журнала
    Образование
    • Сведения об образовательной организации
      • Основные сведения
      • Структура и органы управления образовательной организацией
      • Документы
      • Образование
      • Образовательные стандарты и требования
      • Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
      • Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
      • Стипендии и меры поддержки обучающихся
      • Платные образовательные услуги
      • Финансово-хозяйственная деятельность
      • Вакантные места для приема (перевода)
      • Доступная среда
      • Международное сотрудничество
    • Аспирантура
      • Прием в аспирантуру
      • Государственная итоговая аттестация (ГИА)
    • Прикрепление лиц для подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук без освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
    • Прикрепление лиц для сдачи кандидатских экзаменов и сдача кандидатских экзаменов
    • Ординатура
      • Прием в ординатуру
      • Государственная итоговая аттестация (ГИА)
    • Дополнительное профессиональное образование
    • Электронная информационно-образовательная среда
    • Электронное обучение
      • Аспирантура
      • Ординатура (по специальности Оториноларингология)
      • Ординатура (по специальности Сурдология-оториноларингология)
    • Конкурс на замещение должностей ППС
    • Аккредитация специалиста
    Лечение и диагностика
    • Поликлиника
      • Лечебно-диагностическое отделение
        • ЭЭГ
      • Сурдологическое отделение
        • Сурдопедагог
      • Исследования слуха
      • Неврология
        • Консультация невролога
        • Тейпирование
        • Мануальная терапия
        • Лечебная блокада в неврологии
      • Вестибулярная лаборатория
      • Фониатрическое отделение
      • Нарушение функции слуховой трубы у детей
      • МРТ
        • МРТ артерий головного мозга. МРТ артерий шеи
        • МРТ внутреннего уха
        • МРТ головного мозга, при наличии показаний с контрастным усилением
        • МРТ мосто-мозжечкового угла, при наличии показаний с контрастным усилением
        • МРТ околоносовых пазух и носоглотки, при наличии показаний с контрастным усилением
        • МРТ среднего уха (протокол холестеатома)
        • МРТ позвоночника
        • МРТ среднего уха, при наличии показаний с контрастным усилением
      • КТ, Рентгенологическое отделение
      • Лабораторно-диагностический отдел
        • Исследование функции миндалин
      • УЗИ
      • Комплексная оценка функции носового дыхания
    • Стационар
      • Хирургическое отделение для взрослых
      • Хирургическое отделение для детей
      • Речевое отделение для взрослых
      • Речевое отделение для детей
    • Пациентам
      • Порядок приема пациентов
      • Правила госпитализации
      • Анализы для госпитализации
      • Правила посещения больных
      • Правила внутреннего распорядка
      • Платные услуги
      • ОМС
      • Памятка для граждан о гарантиях бесплатного оказания медицинской помощи
      • Гостиницы поблизости
      • Как добраться
      • Независимая оценка качества оказания услуг медицинскими организациями
    • Специалисты
    • Запись
      • Запись
      • Запись на платный прием
      • Запись на исследования
      • Запись на платную операцию
      • Запись на реабилитацию после кохлеарной имплантации
      • Запись на замену речевого процессора
      • Запись по ДМС
      • Запись по ОМС
      • Запись на операции по квоте ВМП
      • Отмена записи
    • Расписание приемов
    • Цены на платные услуги
    • Нарушения слуха
      • Аудиологический скрининг новорожденных
      • Кохлеарная имплантация
        • Обследование перед кохлеарной имплантацией
        • Подготовка ребенка к кохлеарной имплантации
        • Оформление направления на операцию
        • Вопросы, задаваемые пациентами-кандидатами на КИ
        • Вопросы, задаваемые родителями детей-кандидатов на КИ
        • Как правильно выбрать кохлеарный имплант
        • Что такое стволомозговая имплантация
        • Билатеральная кохлеарная имплантация
        • Сопровождение после операции
      • Реабилитация после кохлеарной имплантации
        • Реабилитация в ЛОР НИИ
        • Материалы для занятий
        • Реабилитация взрослых
        • Общение в шумных и других сложных условиях
        • Советы взрослым пользователям кохлеарных имплантов
        • Советы родственникам взрослых пользователей кохлеарных имплантов
        • Методички с Ушариком
        • Комплект пособий "Учусь слушать и говорить"
        • Пособия на национальных языках
        • Выбор школы
        • Родителям школьника с КИ
        • Родителям ученика коррекционной с КИ
        • Учителю: Условия усвоения речи учителя
        • Учителю: как быть понятным
        • Учителю: общение с одноклассниками
        • Книги для занятий со школьниками с КИ
        • Замена речевого процессора
        • Дистанционная настройка кохлеарного импланта
        • Инструкция к речевому процессору
        • Обслуживание и ремонт
    • Хирургические операции
      • Искривление перегородки носа. Септопластика
      • Тонзиллэктомия - удаление небных миндалин
      • Отосклероз. Стапедопластика
      • Тимпанопластика. Хронический средний отит
      • Холестеатома
      • Кохлеарная имплантация
        • Обследование перед кохлеарной имплантацией
        • Подготовка ребенка к кохлеарной имплантации
        • Оформление направления на операцию
        • Вопросы, задаваемые пациентами-кандидатами на КИ
        • Вопросы, задаваемые родителями детей-кандидатов на КИ
        • Как правильно выбрать кохлеарный имплант
        • Что такое стволомозговая имплантация
        • Билатеральная кохлеарная имплантация
        • Сопровождение после операции
      • Инвертированная папиллома полости носа - удаление полипов
      • Типичная большая компакт-остеома лобной пазухи
      • Губчатая форма остеомы с обширным распространением на лобную кость
      • Предушный свищ (преаурикулярный) - врожденная аномалия разития
      • Предушный свищ
      • Травматическая деформация уха
      • Шунтирование барабанной перепонки под общим наркозом
      • Аденотомия
      • Аденотомия с тимпанопункцией
      • Аденотомия с тонзиллотомией
      • Смешанная опухоль околоушной слюнной железы
      • Приобретенная атрезия наружного слухового прохода
    • Структура лечебной части
    Запись
    • Запись
    • Запись на платный прием
    • Запись на исследования
    • Запись на платную операцию
    • Запись на реабилитацию после кохлеарной имплантации
    • Запись на замену речевого процессора
    • Запись по ДМС
    • Запись по ОМС
    • Запись на операции по квоте ВМП
    • Отмена записи
    Контакты
    • Вопросы и ответы
    • Прием обращений и претензий
    • Заказ справки для налоговой
    Ещё
      СПб НИИ ЛОР
      Наука
      • Структура научной части
      • Научные конференции
      • Заседания ЛОР-общества
      • Научные исследования
      • Патенты и изобретения
      • Конкурсная комиссия на замещение должностей научных работников
      • Этический комитет
      • Ученый совет
        • Состав ученого совета
        • План заседаний
        • Положение о порядке присуждения ученых званий
        • Апробация диссертаций
      • Национальная медицинская ассоциация оториноларингологов
      • Состав Диссертационного совета
        • Авторефераты диссертации, объявленных к защите
        • Соискателям
        • Перечень представляемых документов
        • Образец титула диссертации
        • Список рассылки авторефератов
        • Справочные материалы
      • Онлайн опросы
      • Журнал "Российская оториноларингология"
        • Выпуски журнала
      Образование
      • Сведения об образовательной организации
        • Основные сведения
        • Структура и органы управления образовательной организацией
        • Документы
        • Образование
        • Образовательные стандарты и требования
        • Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
        • Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
        • Стипендии и меры поддержки обучающихся
        • Платные образовательные услуги
        • Финансово-хозяйственная деятельность
        • Вакантные места для приема (перевода)
        • Доступная среда
        • Международное сотрудничество
      • Аспирантура
        • Прием в аспирантуру
        • Государственная итоговая аттестация (ГИА)
      • Прикрепление лиц для подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук без освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
      • Прикрепление лиц для сдачи кандидатских экзаменов и сдача кандидатских экзаменов
      • Ординатура
        • Прием в ординатуру
        • Государственная итоговая аттестация (ГИА)
      • Дополнительное профессиональное образование
      • Электронная информационно-образовательная среда
      • Электронное обучение
        • Аспирантура
        • Ординатура (по специальности Оториноларингология)
        • Ординатура (по специальности Сурдология-оториноларингология)
      • Конкурс на замещение должностей ППС
      • Аккредитация специалиста
      Лечение и диагностика
      • Поликлиника
        • Лечебно-диагностическое отделение
          • ЭЭГ
        • Сурдологическое отделение
          • Сурдопедагог
        • Исследования слуха
        • Неврология
          • Консультация невролога
          • Тейпирование
          • Мануальная терапия
          • Лечебная блокада в неврологии
        • Вестибулярная лаборатория
        • Фониатрическое отделение
        • Нарушение функции слуховой трубы у детей
        • МРТ
          • МРТ артерий головного мозга. МРТ артерий шеи
          • МРТ внутреннего уха
          • МРТ головного мозга, при наличии показаний с контрастным усилением
          • МРТ мосто-мозжечкового угла, при наличии показаний с контрастным усилением
          • МРТ околоносовых пазух и носоглотки, при наличии показаний с контрастным усилением
          • МРТ среднего уха (протокол холестеатома)
          • МРТ позвоночника
          • МРТ среднего уха, при наличии показаний с контрастным усилением
        • КТ, Рентгенологическое отделение
        • Лабораторно-диагностический отдел
          • Исследование функции миндалин
        • УЗИ
        • Комплексная оценка функции носового дыхания
      • Стационар
        • Хирургическое отделение для взрослых
        • Хирургическое отделение для детей
        • Речевое отделение для взрослых
        • Речевое отделение для детей
      • Пациентам
        • Порядок приема пациентов
        • Правила госпитализации
        • Анализы для госпитализации
        • Правила посещения больных
        • Правила внутреннего распорядка
        • Платные услуги
        • ОМС
        • Памятка для граждан о гарантиях бесплатного оказания медицинской помощи
        • Гостиницы поблизости
        • Как добраться
        • Независимая оценка качества оказания услуг медицинскими организациями
      • Специалисты
      • Запись
        • Запись
        • Запись на платный прием
        • Запись на исследования
        • Запись на платную операцию
        • Запись на реабилитацию после кохлеарной имплантации
        • Запись на замену речевого процессора
        • Запись по ДМС
        • Запись по ОМС
        • Запись на операции по квоте ВМП
        • Отмена записи
      • Расписание приемов
      • Цены на платные услуги
      • Нарушения слуха
        • Аудиологический скрининг новорожденных
        • Кохлеарная имплантация
          • Обследование перед кохлеарной имплантацией
          • Подготовка ребенка к кохлеарной имплантации
          • Оформление направления на операцию
          • Вопросы, задаваемые пациентами-кандидатами на КИ
          • Вопросы, задаваемые родителями детей-кандидатов на КИ
          • Как правильно выбрать кохлеарный имплант
          • Что такое стволомозговая имплантация
          • Билатеральная кохлеарная имплантация
          • Сопровождение после операции
        • Реабилитация после кохлеарной имплантации
          • Реабилитация в ЛОР НИИ
          • Материалы для занятий
          • Реабилитация взрослых
          • Общение в шумных и других сложных условиях
          • Советы взрослым пользователям кохлеарных имплантов
          • Советы родственникам взрослых пользователей кохлеарных имплантов
          • Методички с Ушариком
          • Комплект пособий "Учусь слушать и говорить"
          • Пособия на национальных языках
          • Выбор школы
          • Родителям школьника с КИ
          • Родителям ученика коррекционной с КИ
          • Учителю: Условия усвоения речи учителя
          • Учителю: как быть понятным
          • Учителю: общение с одноклассниками
          • Книги для занятий со школьниками с КИ
          • Замена речевого процессора
          • Дистанционная настройка кохлеарного импланта
          • Инструкция к речевому процессору
          • Обслуживание и ремонт
      • Хирургические операции
        • Искривление перегородки носа. Септопластика
        • Тонзиллэктомия - удаление небных миндалин
        • Отосклероз. Стапедопластика
        • Тимпанопластика. Хронический средний отит
        • Холестеатома
        • Кохлеарная имплантация
          • Обследование перед кохлеарной имплантацией
          • Подготовка ребенка к кохлеарной имплантации
          • Оформление направления на операцию
          • Вопросы, задаваемые пациентами-кандидатами на КИ
          • Вопросы, задаваемые родителями детей-кандидатов на КИ
          • Как правильно выбрать кохлеарный имплант
          • Что такое стволомозговая имплантация
          • Билатеральная кохлеарная имплантация
          • Сопровождение после операции
        • Инвертированная папиллома полости носа - удаление полипов
        • Типичная большая компакт-остеома лобной пазухи
        • Губчатая форма остеомы с обширным распространением на лобную кость
        • Предушный свищ (преаурикулярный) - врожденная аномалия разития
        • Предушный свищ
        • Травматическая деформация уха
        • Шунтирование барабанной перепонки под общим наркозом
        • Аденотомия
        • Аденотомия с тимпанопункцией
        • Аденотомия с тонзиллотомией
        • Смешанная опухоль околоушной слюнной железы
        • Приобретенная атрезия наружного слухового прохода
      • Структура лечебной части
      Запись
      • Запись
      • Запись на платный прием
      • Запись на исследования
      • Запись на платную операцию
      • Запись на реабилитацию после кохлеарной имплантации
      • Запись на замену речевого процессора
      • Запись по ДМС
      • Запись по ОМС
      • Запись на операции по квоте ВМП
      • Отмена записи
      Контакты
      • Вопросы и ответы
      • Прием обращений и претензий
      • Заказ справки для налоговой
      Ещё
        СПб НИИ ЛОР Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт Уха, горла, носа и речи Минздрава РФ
        • Запись
        • Лечение и диагностика
          • Назад
          • Лечение и диагностика
          • Поликлиника
            • Назад
            • Поликлиника
            • Лечебно-диагностическое отделение
              • Назад
              • Лечебно-диагностическое отделение
              • ЭЭГ
            • Сурдологическое отделение
              • Назад
              • Сурдологическое отделение
              • Сурдопедагог
            • Исследования слуха
            • Неврология
              • Назад
              • Неврология
              • Консультация невролога
              • Тейпирование
              • Мануальная терапия
              • Лечебная блокада в неврологии
            • Вестибулярная лаборатория
            • Фониатрическое отделение
            • Нарушение функции слуховой трубы у детей
            • МРТ
              • Назад
              • МРТ
              • МРТ артерий головного мозга. МРТ артерий шеи
              • МРТ внутреннего уха
              • МРТ головного мозга, при наличии показаний с контрастным усилением
              • МРТ мосто-мозжечкового угла, при наличии показаний с контрастным усилением
              • МРТ околоносовых пазух и носоглотки, при наличии показаний с контрастным усилением
              • МРТ среднего уха (протокол холестеатома)
              • МРТ позвоночника
              • МРТ среднего уха, при наличии показаний с контрастным усилением
            • КТ, Рентгенологическое отделение
            • Лабораторно-диагностический отдел
              • Назад
              • Лабораторно-диагностический отдел
              • Исследование функции миндалин
            • УЗИ
            • Комплексная оценка функции носового дыхания
          • Стационар
            • Назад
            • Стационар
            • Хирургическое отделение для взрослых
            • Хирургическое отделение для детей
            • Речевое отделение для взрослых
            • Речевое отделение для детей
          • Пациентам
            • Назад
            • Пациентам
            • Порядок приема пациентов
            • Правила госпитализации
            • Анализы для госпитализации
            • Правила посещения больных
            • Правила внутреннего распорядка
            • Платные услуги
            • ОМС
            • Памятка для граждан о гарантиях бесплатного оказания медицинской помощи
            • Гостиницы поблизости
            • Как добраться
            • Независимая оценка качества оказания услуг медицинскими организациями
          • Специалисты
          • Запись
            • Назад
            • Запись
            • Запись
            • Запись на платный прием
            • Запись на исследования
            • Запись на платную операцию
            • Запись на реабилитацию после кохлеарной имплантации
            • Запись на замену речевого процессора
            • Запись по ДМС
            • Запись по ОМС
            • Запись на операции по квоте ВМП
            • Отмена записи
          • Расписание приемов
          • Цены на платные услуги
          • Нарушения слуха
            • Назад
            • Нарушения слуха
            • Аудиологический скрининг новорожденных
            • Кохлеарная имплантация
              • Назад
              • Кохлеарная имплантация
              • Обследование перед кохлеарной имплантацией
              • Подготовка ребенка к кохлеарной имплантации
              • Оформление направления на операцию
              • Вопросы, задаваемые пациентами-кандидатами на КИ
              • Вопросы, задаваемые родителями детей-кандидатов на КИ
              • Как правильно выбрать кохлеарный имплант
              • Что такое стволомозговая имплантация
              • Билатеральная кохлеарная имплантация
              • Сопровождение после операции
            • Реабилитация после кохлеарной имплантации
              • Назад
              • Реабилитация после кохлеарной имплантации
              • Реабилитация в ЛОР НИИ
              • Материалы для занятий
              • Реабилитация взрослых
              • Общение в шумных и других сложных условиях
              • Советы взрослым пользователям кохлеарных имплантов
              • Советы родственникам взрослых пользователей кохлеарных имплантов
              • Методички с Ушариком
              • Комплект пособий "Учусь слушать и говорить"
              • Пособия на национальных языках
              • Выбор школы
              • Родителям школьника с КИ
              • Родителям ученика коррекционной с КИ
              • Учителю: Условия усвоения речи учителя
              • Учителю: как быть понятным
              • Учителю: общение с одноклассниками
              • Книги для занятий со школьниками с КИ
              • Замена речевого процессора
              • Дистанционная настройка кохлеарного импланта
              • Инструкция к речевому процессору
              • Обслуживание и ремонт
          • Хирургические операции
            • Назад
            • Хирургические операции
            • Искривление перегородки носа. Септопластика
            • Тонзиллэктомия - удаление небных миндалин
            • Отосклероз. Стапедопластика
            • Тимпанопластика. Хронический средний отит
            • Холестеатома
            • Кохлеарная имплантация
              • Назад
              • Кохлеарная имплантация
              • Обследование перед кохлеарной имплантацией
              • Подготовка ребенка к кохлеарной имплантации
              • Оформление направления на операцию
              • Вопросы, задаваемые пациентами-кандидатами на КИ
              • Вопросы, задаваемые родителями детей-кандидатов на КИ
              • Как правильно выбрать кохлеарный имплант
              • Что такое стволомозговая имплантация
              • Билатеральная кохлеарная имплантация
              • Сопровождение после операции
            • Инвертированная папиллома полости носа - удаление полипов
            • Типичная большая компакт-остеома лобной пазухи
            • Губчатая форма остеомы с обширным распространением на лобную кость
            • Предушный свищ (преаурикулярный) - врожденная аномалия разития
            • Предушный свищ
            • Травматическая деформация уха
            • Шунтирование барабанной перепонки под общим наркозом
            • Аденотомия
            • Аденотомия с тимпанопункцией
            • Аденотомия с тонзиллотомией
            • Смешанная опухоль околоушной слюнной железы
            • Приобретенная атрезия наружного слухового прохода
          • Структура лечебной части
        • Контакты
          • Назад
          • Контакты
          • Вопросы и ответы
          • Прием обращений и претензий
          • Заказ справки для налоговой
        • Об институте
          • Назад
          • Об институте
          • Институт сегодня
          • История
          • Директор
          • Администрация
          • Документы и реквизиты
          • Квалификация врачей
          • Вакансии
          • Контролирующие органы
          • Противодействие коррупции
            • Назад
            • Противодействие коррупции
            • Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции
            • Антикоррупционная экспертиза
            • Методические материалы
            • Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения
            • Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
            • Обратная связь для обращений о фактах коррупции
            • Доклады, отчеты, обзоры, статистическая информация
            • Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов
          • Отзывы
        • Наука
          • Назад
          • Наука
          • Структура научной части
          • Научные конференции
          • Заседания ЛОР-общества
          • Научные исследования
          • Патенты и изобретения
          • Конкурсная комиссия на замещение должностей научных работников
          • Этический комитет
          • Ученый совет
            • Назад
            • Ученый совет
            • Состав ученого совета
            • План заседаний
            • Положение о порядке присуждения ученых званий
            • Апробация диссертаций
          • Национальная медицинская ассоциация оториноларингологов
          • Состав Диссертационного совета
            • Назад
            • Состав Диссертационного совета
            • Авторефераты диссертации, объявленных к защите
            • Соискателям
            • Перечень представляемых документов
            • Образец титула диссертации
            • Список рассылки авторефератов
            • Справочные материалы
          • Онлайн опросы
          • Журнал "Российская оториноларингология"
            • Назад
            • Журнал "Российская оториноларингология"
            • Выпуски журнала
        • Образование
          • Назад
          • Образование
          • Сведения об образовательной организации
            • Назад
            • Сведения об образовательной организации
            • Основные сведения
            • Структура и органы управления образовательной организацией
            • Документы
            • Образование
            • Образовательные стандарты и требования
            • Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
            • Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
            • Стипендии и меры поддержки обучающихся
            • Платные образовательные услуги
            • Финансово-хозяйственная деятельность
            • Вакантные места для приема (перевода)
            • Доступная среда
            • Международное сотрудничество
          • Аспирантура
            • Назад
            • Аспирантура
            • Прием в аспирантуру
            • Государственная итоговая аттестация (ГИА)
          • Прикрепление лиц для подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук без освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
          • Прикрепление лиц для сдачи кандидатских экзаменов и сдача кандидатских экзаменов
          • Ординатура
            • Назад
            • Ординатура
            • Прием в ординатуру
            • Государственная итоговая аттестация (ГИА)
          • Дополнительное профессиональное образование
          • Электронная информационно-образовательная среда
          • Электронное обучение
            • Назад
            • Электронное обучение
            • Аспирантура
            • Ординатура (по специальности Оториноларингология)
            • Ординатура (по специальности Сурдология-оториноларингология)
          • Конкурс на замещение должностей ППС
          • Аккредитация специалиста
        • Пресс-центр
          • Назад
          • Пресс-центр
          • Новости
          • Публикации
            • Назад
            • Публикации
            • R код
          • Видео
          • Фотогалерея
        • Briefly in English
        • +7 (812) 676-00-76
        Будьте на связи
        Санкт-Петербургский НИИ уха, горла, носа и речи: 190013, Санкт-Петербург, ул.Бронницкая, 9
        info@lornii.ru
        • Вконтакте
        • Telegram
        • YouTube
        • Главная
        • Пресс-центр
        • Публикации
        • Состояние резонаторного аппарата у детей с нарушениями голоса

        Состояние резонаторного аппарата у детей с нарушениями голоса

        • R код
        УДК 616.22:616.211]-008.5-053.5
        Степанова Ю.Е., 2012, доктор медицинских наук, руководитель отдела патофизиологии голоса и речи ФБГУ «Санкт-Петербургский НИИ уха, горла и речи Минздравсоцразвития России»
        (директор – засл. врач РФ, проф. Ю.К. Янов)

        В статье представлены результаты видеофиброскопического исследования полости носа, носоглотки, а также оценки носового дыхания у детей с функциональными и органическими дисфониями. Выявленные нарушения в резонаторном аппарат свидетельствуют о его значимой роли в этиопатогенезе хронического ларингита и узелков голосовых складок у детей.

        Ключевые слова: фиброскопия, узелки голосовых складок, хронический ларингит у детей.

        Библиография: 19 источников

        STATE OF RESONATOR ORGANS IN CHILDREN WITH VOICE DISORDERS

        Stepanova Y.E., 2012

        Doctor of Medicine

        Head of Department for Physiopathology of Voice and Speech of the Saint Petersburg Scientific Research Institute of Ear, Nose, Throat, and Speech

        (Director Prof. Yu.K. Yanov)

        Results of video fibroscopic investigations of nasal cavity, nasopharynx along with evaluation of nasal breath in children with functional and organic disphonia are presented in the article. Identified disorders of resonator organs provide evidences of their essential role in ethiopathogenesis of chronic laryngitis and larynx nodules in children.

        Key words: fibroscopy, larynx nodules, chronic laryngitis in children

        Bibliography: 19 sources

        Функциональные и органические дисфонии у детей являются полиэтиологичными заболеваниями, развитию которых способствуют изменения в центральной нервной системе, гастроинтестинальной системе, слуховом анализаторе и т.д. [11,12,13,5,18].

        Гортань является частью голосового аппарата и находится в тесном взаимодействии со всеми его отделами, в том числе и с резонаторным аппаратом, который представлен верхними резонаторами (полость носа, околоносовые пазухи, полость глотки) и нижними резонаторами (трахея, бронхи, легкие).

        Известно, что полость носа выполняет важную резонаторную функцию, улучшая тембральную окраску голоса. При нормальном состоянии резонирующих полостей раздражение тройничного нерва, иннервирующего полость носа и околоносовые пазухи, вызывает рефлекторное сокращение гортанных мышц и способствует повышению силы и яркости голоса [8].

        При любом заболевании полости носа и околоносовых пазух происходит изменение их объема, состояния слизистой оболочки, снижение рефлекторной активности тройничного нерва. Поэтому даже клинически мало выраженные заболевания носа и околоносовых пазух вызывают ухудшение качества голоса [3,4,10]. Это создает условия для возникновения функциональных расстройств голоса и ухудшения его динамических свойств: понижению звучности и полетности, появлению некрасивых оттенков и матовости звука [6,9]. После восстановления дыхания через нос у лиц голосо-речевых профессий акустические показатели голоса значительно улучшаются [2,15].

        У взрослых больных с вазомоторным ринитом, искривлением перегородки носа, гипертрофическим ринитом преобладает гипотонусная дисфония. Пациенты с хроническим воспалением околоносовых пазух чаще страдают хроническим ларингитом [1,7], а у 75% взрослых пациентов с аллергическим ринитом выявлены отек Рейнке, хронический гиперпластический ларингит, полипы и узелки голосовых складок [19].

        Нарушение архитектоники носовой полости, вызванное девиацией носовой перегородки, является причиной сложной перестройки физиологических механизмов в начальных отделах респираторного тракта [14]. Так, значительное искривлении носовой перегородки у детей привело к формированию закрытой ринофонией у 93,1% обследованных [16,17].

        Таким образом, несмотря на большое количество работ, отражающих влияние резонаторного аппарата на функциональное состояние гортани у взрослых пациентов, аналогичные исследования у детей являются единичными.

        Цель исследования. Изучить состояние резонаторного отдела голосового аппарата у детей с функциональными и органическими дисфониями.

        Задачи исследования.

        1. Выявить патологические изменения полости носа, основываясь на результатах видеоэндоскопического исследования.
        2. Оценить состояние лимфоидной ткани носоглотки исходя из размеров и расположения глоточной и трубных миндалин.
        3. Определить состояние носового дыхания методом передней активной риноманометрии у здоровых детей и при нарушениях голосовой функции.

        Материал и методы исследования. Состояние резонаторного отдела голосового аппарат было изучено у 142 детей с дисфониями и 32 здоровых детей (контрольная группа) в возрасте от 5 до 15 лет. Контрольную группу составили здоровые дети хоровых коллективов.

        Всех пациентов с дисфониями распределили на 4 подгруппы. В 1 подгруппу вошли 34 ребенка с врожденными пороками развития гортани (ВПР), во 2 подгруппу – 24 ребенка с хроническим ларингитом (ХЛ), в 3 подгруппу –17 детей с функциональной дисфонией (ФД), в 4 подгруппу –67 пациентов с узелками голосовых складок (УГС).

        Для изучения носового дыхания были использованы видеоэндоскопия полости носа и носоглотки, передняя активная риноманометрия, рентгенограмма околоносовых пазух (по показаниям).

        Видеоэндоскопическое исследование проводили фиброларингоскопом. Оно состояло из осмотра передних отделов полости носа (преддверия и носового клапана), общего и нижнего носового хода, а также носоглотки.

        Ни у одного из пациентов не были выявлены острый ринит, острый риносинусит или обострение хронического процесса. Пациенты контрольной группы не предъявляли жалобы на затруднение носового дыхания, а эндоскопическое исследование не выявило патологии полости носа и носоглотки.

        Анализ эндоскопической картины показал, что из 142 детей с дисфонией у 30(21%) пациентов ринологическая патология отсутствовала, что в подгруппах соответствовало 7%, 2%, 8% и 4%. То есть наибольшее количество пациентов, которые не имели заболеваний полости носа и носоглотки, вошли в подгруппы с врожденными пороками развития и функциональной дисфонией.

        Из 117 (100%) пациентов с выявленной патологией в 42 (36%) случаях она оказалась сочетанной. Пятьдесят два ребенка (44%) страдали аденоидными вегетациями и хроническим аденоидитом, у 57 (49%) детей была искривлена носовая перегородка, у 4 (3%) наблюдался хронический синусит (гаймороэтмоидит), а у 34 (29%) детей выявлена вазомоторная риносинусопатия или круглогодичный аллергический ринит (в равных долях). Вазомоторная риносинусопатия у 3 (2%) детей сопровождалась гипертрофией нижних носовых раковин.

        Выявленные нозологические формы представлены в подгруппах следующим процентным соотношением (рис.1).

        1 фото
        1 / 1
        • Рис. 1 Распространенность заболеваний полости носа и носоглотки  в подгруппах детей с дисфониями
          Рис. 1 Распространенность заболеваний полости носа и носоглотки в подгруппах детей с дисфониями
        Рис. 1 Распространенность заболеваний полости носа и носоглотки  в подгруппах детей с дисфониями

        Так, самый низкий процент патологии был выявлен в подгруппе с ФД. Наиболее часто аденоидные вегетации встречались у детей с ВПР, а искривление носовой перегородки – при УГС. Количество детей с вазомоторным и аллергическим ринитом оказалось, примерно, одинаковым в 1, 2 и 3-й подгруппах. Хронический риносинусит диагностировали только в 4 подгруппе. Таким образом, максимальный процент заболеваний полости носа и носоглотки выявлены в подгруппах с ХЛ и УГС.

        Из 57 (49%) пациентов с деформацией носовой перегородки у 15 (13%) обследованных процесс локализовался с двух сторон, а у 42 (36%) детей – с одной. Чаще всего встречались изменения в передних отделах носовой перегородки.

        Самой распространенной патологией у 21 (18%) детей оказались шипы носовой перегородки. C-образную девиацию носовой перегородки диагностировали в 16 (14%) случаях, S-образную девиацию – в 14 (12%). гребень носовой перегородки была выражена у 6 (5%) детей.

        Таким образом, для большинства пациентов с дисфониями характерны деформации хрящевого отдела носовой перегородки в области носового клапана.

        На основании проведенного видеофиброскопического исследования носоглотки нами предложено выделять три варианта состояния лимфоидной ткани исходя из размеров глоточной и трубных миндалин, изменения их положения во время дыхания и глотания, а также выраженности воспалительного процесса.

        Первый вариант присутствовал у 13 (11%) детей. Во время дыхания аденоидные вегетации 1 степени и трубная миндалина без признаков гипертрофии лимфоидной ткани находились на некотором расстоянии друг от друга. Однако при глотании они сближались и достаточно плотно соприкасались.

        Второй вариант характерен для 19 (16%) детей. Аденоидные вегетации 2 степени оказывали умеренное давление на трубные миндалины как при дыхании, так и при глотании. Гипертрофия лимфоидной ткани трубной миндалины выражена умеренно. Поэтому устья слуховых труб были обозримы. Такое расположение лимфоидной ткани приводило к нарушению микроциркуляции и умеренному отеку трубной миндалины.

        Третий вариант встретился у 20 (17%) детей: аденоидные вегетации 3 степени также оказывали давление на гипертрофированные трубные миндалины при дыхании и глотании, устья слуховых труб были полностью закрыты резко отечной трубной миндалиной.

        При проведении передней активной риноманометрии у всех детей определяли суммарный объемный поток (СОП) и суммарное сопротивление (СС). Анализ показателей передней активной риноманометрии у детей с нарушениями голоса в подгруппах и контрольной группе выявил следующее (табл. 1).

        Как следует из табл. 1, у детей в подгруппах с врожденными пороками развития гортани и функциональной дисфонией носовое дыхание оказалось нормальным, поэтому показатели СОП и СС не имели статистически значимых различий с контрольными значениями.

        Напротив, у детей с хроническим ларингитом и узелками голосовых складок изучаемые показатели имели существенные отличия. В этих подгруппах средние значения СОП были в 1,6 раза меньше, а СС в 2 раза больше аналогичных значений контрольной группы.

        Таким образом, в результате проведенного исследования было выявлено, что только у 21% детей с дисфониями патология полости носа и носоглотки отсутствовала. По данным видеоэндоскопического исследования самый высокий процент патологических изменений, связанных с искривлением носовой перегородки и аденоидными вегетациями, определен в подгруппах пациентов с хроническим ларингитом и узелками голосовых складок. Анализ функции носового дыхания, основанный на оценке показателей риноманометрии, также свидетельствует о выраженном нарушении носового дыхания у пациентов этих же подгрупп.

        Исходя из выявленных в резонаторном отделе голосового аппарата нарушений, мы пришли к выводу об их значимой роли в этиопатогенезе хронического ларингита и узелков голосовых складок у детей.

        Библтография

        1. Агапова Т. Н. Состояние голосового аппарата у больных с заболеваниями полости носа и околоносовых пазух (клиника, диагностика и лечение): Автореф. дис. канд. мед наук / Т. Н. Агапова М. М., 1997. 19 с.
        2. Антогоева И.Б. Значение улучшенного носового дыхания у пациентов с нарушениями голосовой функции // Голос и речь.№2(4).2011.
        3. Василенко Ю. С., Токарев О. П., Агапова Т. Н. Виброметрия голосового аппарата здоровых лиц и при заболеваниях полости носа и околоносовых пазух // Вестн. оторинолар. 1997. №6. С.26-29.
        4. Василенко Ю. С. Зеленкин Е. М., Орлова О. С. Реабилитация больных с нарушениями голоса на фоне воспалительной патологии носа и околоносовых пазух // Материалы XVI съезда оториноларингологов РФ. СПб. 2001. С.452-454.
        5. Василенко Ю.С. Голос. Фониатрические аспекты. М.:Энергоиздат, 2002. 480с.
        6. Дмитриев Л.Б., Телеляева Л.М., Таптапова С.Л. Фониатрия и фонопедия. М.: Медицина. 1990. 271с.
        7. Иванченко Г.Ф., Новицкая Н.В. Перспективы и принципы использования новых методов лечения парезов и параличей гортани //Материалы науч.- практич. конференции «Актуальные вопросы фониатрии и реконструктивной хирургии гортани» 20-22 мая 2002 г., Москва. 2002. С.35-36.
        8. Морозов В.П. Биофизические основы вокальной речи. Л.: Наука, 1977. 232 с.
        9. Морозов В.П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. М., 2008. 592 с.
        10. Пискунов Г.З., Лопатин А.С. Эндоскопическая диагностика аллергических и воспалительных заболеваний полости носа и околоносовых пазух / /Рос. Ринолог. 1999. №1. С.25 – 27.
        11. Степанова Ю.Е. Дисфонии у детей и подростков // Россий. оторинолар. 2004. № 6. С. 84 - 86.
        12. Степанова Ю.Е. Дроздова М.В., Мегрелешвили С.М. Стандарты обследования детей с нарушениями голосовой функции // Рос. оторинолар. 2007. Прилож. №2. С.203-209.
        13. Структура охриплости в детском возрасте /Ю.Л. Солдатский [и др.] // Вестн. оторинолар. 2010. №2. С.28-31.
        14. Шеврыгин Б.В., Манюк М.К. Оценка некоторых патологических состояний в ринологии // Вестн. оторинолар.-1987.-№6.- С.52-56.
        15. Шиленкова В.В. Влияние санации ЛОР - органов на восстановление певческого голоса / /Материалы науч.- практич. конференции «Актуальные вопросы фониатрии и реконструктивной хирургии гортани» 20-22 мая 2002 г., Москва.2002. С.62-63.
        16. Юнусов А.С. Искривление носовой перегородки носа как проявление морфофункциональной асимметрии человека // Вестн. оторинолар. 2000. №5. С. 30 – 32.
        17. Юнусов А.С. Особенности риноманометрии у детей при искривлении перегородки носа в области всасывающей части носового клапана // Вестн. оторинолар. 2001. №2. С. 15 – 16.
        18. Is laryngopharingeal reflux related to functional dysphonia? P.D.Karkos [et al.] // Ann Otol Rhinol Laryngol. 2007. Vol.116, №1. P.24-29.
        19. Koszyla-Hojna B., Poluolniewska B., Tupalska M. et all. Zaburzenia glosu u chorychz alergenym niezutem nosa // Otol. Pol. 1997. Vol.51, №2. P.191-199.
        +7 (812) 676-00-76
        info@lornii.ru
        Санкт-Петербургский НИИ уха, горла, носа и речи: 190013, Санкт-Петербург, ул.Бронницкая, 9


        Мы в соцсетях
        • Вконтакте
        • Telegram
        • YouTube
        Противодействие коррупции
        Образовательная среда
        Опрос
        О Противодействие коррупции на сайте Минздрава РФ
        Портал ЛОРконгресс.рф
        Национальная медицинская ассоциация оториноларингологов
        Журнал «Российская оториноларингология»
        Лечение и диагностика
        Наука
        Образование
        Контакты
        Записаться на прием
        Расписание приемов
        Телефон доверия по вопросам противодействия коррупции Минздрава России: 8 (800) 200-05-52
        Минздрав
        НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА УСЛОВИЙ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ МЕДИЦИНСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
        Подробнее Оценить
        © 2023 Все права защищены.
        Версия для
        слабовидящих
        Версия для
        печати
        Согласие на обработку персональных данных пользователя
        Карта сайта