Советы родственникам взрослых пользователей кохлеарных имплантов
-
Старайтесь общаться с человеком с КИ в тихих условиях.
- При общении старайтесь стать к человеку ближе и со стороны КИ.
- Разговаривайте с человеком с КИ, стоя/сидя к нему лицом. Избегайте ситуации, когда вы говорите, стоя/сидя спиной к нему.
- Начиная разговор, обратите его внимание на себя (например: «Аня, послушай меня…»), убедитесь, что он смотрит на вас.
- Разговаривайте с человеком с КИ голосом нормальной громкости, но не тихо, внятно и немного медленнее (слегка растягивая слова).
- Если он не понял вас, не кричите, а повторите фразу еще раз медленнее. Если это не помогло, перефразируйте высказывание, используя другие слова. В крайнем случае, напишите те слова, которые он не понял.
- Если в разговоре принимают участие несколько собеседников, позаботьтесь, чтобы он сидел так, чтобы мог видеть лица всех говорящих. Если ваша реплика обращена к человеку с КИ, то сначала обратитесь к нему по имени, чтобы он начал внимательнее слушать.
- На работе во время совещаний самую главную информацию лучше дать работнику с КИ в письменной форме, чтобы он мог это внимательно прочесть, обдумать и не упустить важные детали. Во время совещаний лучше использовать FM-систему.
- Если вы хотите пригласить человека с КИ в кафе, то постарайтесь заранее выбрать кафе, где более тихая обстановка и есть возможность выбрать столик подальше от источников шума (громкоговорители с музыкой, кухня, барная стойка, шумные компании). Выберите наиболее тихое место в кафе, позаботьтесь, чтобы человек с КИ сел так, чтобы видеть ваше лицо и быть подальше от источников шума.
- Обсудите с родственником с КИ, что ему помогает понимать речь окружающих в разных условиях, помогите ему адаптировать свое поведение, чтобы эффективно общаться (встать ближе к собеседнику, попросить говорить медленнее, повторить, смотреть на лицо говорящего и др.). Это особенно важно сделать с пожилым пациентом.
- Помогите пациенту продолжить слуховую тренировку восприятия предложений и слов на фоне шумов (телевизор, шуршание пакета) и с несколькими говорящими. Для этой цели можно использовать прослушивание аудиокниг, знакомых песен, материалы комплекта «Учусь слушать и говорить».