Советы взрослым пользователям кохлеарных имплантов
-
Старайтесь общаться с другими людьми в тихих условиях.
- При общении старайтесь стать/сесть ближе к собеседнику.
- Разговаривайте с собеседником, стоя/сидя к нему лицом.
- Если говорящий сбоку, постарайтесь встать/сесть так, чтобы он был со стороны КИ.
- Объясните собеседнику, что у вас есть небольшие проблемы с восприятием речи. Объясните ему, что вам облегчит понимание его речи, если он будет говорить голосом нормальной громкости, но не тихо, внятно и не быстро.
- Объясните собеседнику, как себя вести, если вы его не поняли - не кричать, а повторить фразу еще раз медленнее. Если это не помогло, перефразировать высказывание, используя другие слова. В крайнем случае, написать те слова, которые вы не поняли. Для этой цели лучше всегда носить с собой небольшой блокнот и ручку.
- Если в разговоре участвуют несколько собеседников, постарайтесь сесть так, чтобы видеть лица всех говорящих.
- На работе во время совещаний лучше использовать FM-систему. Самую главную информацию лучше попросить дать в письменной форме, чтобы вы могли это внимательно прочесть, обдумать, не упуская важных деталей. Постарайтесь сами записать ключевую информацию и затем уточните у коллег, не упустили ли вы что-то важное.
- Если вы идете в кафе, то постарайтесь заранее выбрать кафе, где более тихая обстановка и есть возможность выбрать столик подальше от источников шума (громкоговорители с музыкой, кухня, барная стойка, шумные компании). Выберите наиболее тихое место в кафе, постарайтесь сесть так, чтобы видеть лица собеседников и быть подальше от источников шума.
- Обсудите с близкими и коллегами, что вам помогает понимать речь окружающих людей в разных условиях, помогите им приспособить и контролировать свое поведение, чтобы эффективно общаться с вами (подойти ближе, говорить медленнее, повторить, предварительно позвать вас по имени и обратить ваше внимание и др.).
- Продолжайте слуховую тренировку восприятия предложений и слов на фоне шумов (телевизор, шуршание пакета). Для этой цели можно использовать прослушивание аудиокниг, знакомые песни, материалы комплекта «Учусь слушать и говорить».