Как учитель может помочь ученику с кохлеарным имплантом понять, что он говорит на уроке и усвоить материал
© Королева Инна Васильевна, доктор психологических наук, профессор, СПб НИИ уха, горла, носа и речи, научный руководитель реабилитации детей с нарушением слуха ДГСЦ г.С.-Петербурга, член президиума российского общества сурдологов.
- Давайте родителям задание накануне с ребенком разобрать и научить узнавать на слух новые термины и слова по теме, которую вы будете проходить на уроке.
- Говорите четко, внятно, не быстро, с достаточной громкостью, но не кричите и без утрированной артикуляции.
- Говоря, не закрывайте лицо тетрадью или книгой. Это не только не позволяет ребенку читать с губ, но и искажает речь.
- Задавая вопрос ученику с КИ, не поворачивайтесь к нему спиной, следите за тем, чтобы он мог видеть ваше лицо.
- Следите за тем, чтобы в классе было достаточно светло, чтобы ребенок мог хорошо видеть ваше лицо.
- Повторяйте вопрос, обращенный ко всем ученикам.
- Имейте в виду, когда ребенок с КИ пишет или читает, он не смотрит на ваше лицо, и пропускаете часть того, что вы говорите.
- Ребенку с нарушенным слухом нужно больше время для ответа (5-7 сек), дайте ему время, прежде чем, повторить вопрос или адресовать его другому ученику.
- Когда кто-то из учеников спрашивает или отвечает, повторите вопрос и ответ - это полезно всем ученикам. Для ребенка с КИ это особенно важно, потому что ему трудно понять, кто говорит, и пока он ищет говорящего, он пропускает вопрос /ответ.
- Используйте разные зрительные подсказки при изложении материала урока - наглядные материалы, письмо (пишите ключевые слова и фразы на доске, повторяя и подчеркивая их).
- Когда отвечают несколько учеников, предварите ответ каждого и назовите ребенка по имени. Это помогает ученику с КИ быстрее осознать, кто говорит и внимательнее слушать, что говорят.
- Перед тем как изменить тему своего повествования, подведите краткое резюме сказанному, назовите тему следующего раздела. Имейте в виду, что ребенок с КИ может не сразу заметить, что вы поменяли тему или совсем не заметить это.
- Научитесь видеть по лицу ребенка, что он не уверен, что понял. Не задавайте ребенку вопрос, на который достаточно ответа «Да». Дети с нарушением слуха привыкли так отвечать, даже если не поняли. Сформулируйте вопрос так, чтобы ребенку надо было выбрать правильный вариант ответа, используя частицу «или».
- Ребенок с КИ к концу учебного дня устает больше, чем другие дети, и больше отвлекается, потому что процесс слушания и говорения у него требует больших усилий. Поэтому учитель должен прилагать больше усилий для удержания его внимания на последних уроках.