Условия, которые помогают ребенку с кохлеарным имплантом понимать речь учителя и усваивать материал урока
© Королева Инна Васильевна, доктор психологических наук, профессор, СПб НИИ уха, горла, носа и речи, научный руководитель реабилитации детей с нарушением слуха ДГСЦ г.С.-Петербурга, член президиума российского общества сурдологов.
- В помещении отсутствуют фоновые шумы или они сведены к минимуму.
- В помещении стены и пол покрыты материалами, поглощающими звук (ковровые покрытия на полу, занавески на окнах).
- Ученики говорят по одному и не перебивают друг друга.
- Перед выполнением задания учитель дает инструкцию ребенку, когда в классе тихо.
- Учитель говорит, стоя лицом к детям – так его речь лучше разборчива для детей.
- Учитель говорит четко, не быстро, не длинными предложениями.
- Информация, даваемая ученику устно, точно (понятно) сформулирована и произнесена голосом достаточной громкости.
- Обращаясь к ученику или давая ему задание, учитель сначала называет ребенка по имени или предваряет ее словами, привлекающими внимание ребенка. Например: «Дети, а теперь вы …», «Ребята, сейчас я …», «Вова, пожалуйста, напиши …».
- Учитель выделяет голосом, наиболее важную информацию в своей речи.
- Учитель использует наглядный материал при объяснении темы урока.
- Программа дисциплины в целом и урок четко структурированы и хорошо предсказуемы.
Эти факторы важны для успешной учёбы всех учеников класса, независимо от того, есть у них нарушения слуха или нет.
Таким образом, основные требования по обстановке в классе, поведению учителя, важные для ученика с КИ, полезны для его одноклассников нормальным слухом и тех, кто использует слуховые аппараты.