Королева И.В.
Королева И.В. Реабилитация глухих детей и взрослых после кохлеарной и стволомозговой имплантации / И.В.Королева. СПб.:КАРО, 2016. Илл. - 872 с.
Книга посвящена современным методам слухоречевой реабилитации глухих детей и взрослых - кохлеарной и стволомозговой имплантации. Представлены все аспекты проблемы – история методов, устройство, принцип работы систем кохлеарной и стволомозговой имплантации, диагностическое обследование и отбор кандидатов на имплантацию, хирургическая операция имплантации, настройка процессора импланта, этапы послеоперационной реабилитации детей и взрослых. Анализируются особенности развития слуха и речи у разных категорий пациентов с кохлеарными и стволомозговыми имплантами: ранооглохших детей раннего, дошкольного, школьного возраста, взрослых, билингвальных и слепоглухих пациентов, детей с комплексными нарушениями, позднооглохших детей и взрослых. Подробно описаны методы развития слуха и речи у глухих детей разного возраста и взрослых. Книга включает речевой материал для развития слухоречевого восприятия у детей и взрослых с имплантами, рекомендации для родителей по развитию слуха и речи у глухих детей раннего возраста в ежедневных ситуациях общения, методики оценки развития слухоречевого восприятия у детей после имплантации. Рассмотрено послеоперационное медицинское и техническое сопровождение пациентов с кохлеарными и стволомозговыми имплантами, организация реабилитации разных групп пациентов.
Книга является уникальным изданием, которое детально рассматривает кохлеарную и стволомозговую имплантацию как систему медицинских, технических и психолого-педагогических мероприятий по реабилитации глухих детей и взрослых.
Предназначена для сурдопедагогов, логопедов, психологов, аудиологов, сурдологов-оториноларингологов и других специалистов, занимающихся реабилитацией детей и взрослых с нарушениями слуха.
Оглавление
Сокращения, используемые в книге
Введение
Глава 1. ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗВУКОВ, СЛУХОВАЯ ФУНКЦИЯ И НАРУШЕНИЯ СЛУХА (краткие сведения)
1.1. Характеристики звуков
1.2. Особенности распространения звука в пространстве
1.3. Слуховая система
1.4. Возникновение слуховых ощущений
1.5. Основные характеристики слуха человека
1.6. Развитие слуховой системы человека в онтогенезе
1.7. Развитие поведенческих реакций на звуки и речь у детей
1.7.1. Поведенческие реакции на звуки
1.7.2. Узнавание и понимание значения звуковых сигналов у детей в предречевой период развития
1.7.3. Развитие восприятия слов и знания их значения
1.8. Оценка слуха
1.9. Нарушения слуха
1.9.1. Кондуктивная тугоухость
1.9.2. Сенсоневральная тугоухость
1.9.3. Ретрокохлеарные нарушения слуха
1.9.4. Центральные расстройства слуха
1.10. Методы реабилитации людей с нарушениями слуха
1.10.1. Медицинские методы
1.10.2. Технические методы
1.10.3. Психолого-педагогические методы
Глава 2. СИСТЕМЫ СЛУХОВОЙ ИМПЛАНТАЦИИ
2.1. Сущность кохлеарной имплантации
2.2. Краткая история метода
2.3. Устройство и принцип работы кохлеарного импланта
2.4. Характеристики кохлеарных имплантов
2.5. Перспективы развития систем кохлеарной имплантации
2.6. Бинауральная кохлеарная имплантация
2.7. Стволомозговые слуховые импланты
4 Оглавление
Глава 3. ОТБОР КАНДИДАТОВ НА КОХЛЕАРНУЮ ИМПЛАНТАЦИЮ
3.1. Медицинское обследование
3.1.1. Цели, задачи, методы
3.1.2. Аудиологическое обследование
3.1.3. Ренгенологические исследования
3.1.4. Общие и специальные клинические исследования
3.2. Сурдопедагогическое и психологическое обследование
3.2.1. Позднооглохшие (постлингвальные) взрослые и дети
3.2.2. Ранооглохшие (долингвальные) дети и взрослые
3.2.3. Оценка перспективности использования кохлеарного импланта
3.2.4. Сурдопедагогическое заключение
3.3. Оценка результатов комплексного диагностического обследования и отбор пациентов на кохлеарную и стволомозговую имплантацию
3.3.1. Показания и противопоказания для проведения кохлеарной имплантации (критерии отбора пациентов)
3.3.2. Показания для проведения стволомозговой слуховой имплантации
3.3.3. Выбор уха для проведения операции имплантации
Глава 4. ОПЕРАЦИЯ КОХЛЕАРНОЙ И СТВОЛОМОЗГОВОЙ СЛУХОВОЙ ИМПЛАНТАЦИИ
4.1. Хирургическая операция кохлеарной имплантации
4.2. Период восстановления
4.3. Осложнения при операции кохлеарной имплантации
4.4. Реимплантация
4.5. Хирургическая операция стволомозговой слуховой имплантации
Глава 5. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЛУХОРЕЧЕВОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПАЦИЕНТОВ С КОХЛЕАРНЫМИ И СТВОЛОМОЗГОВЫМИ ИМПЛАНТАМИ
5.1. Что необходимо, чтобы человек слышал, понимал речь и использовал ее для общения
5.2. Чему надо учить позднооглохших пациентов с кохлеарным имплантом
5.2.1. Как позднооглохшие взрослые пациенты воспринимают речь и окружающие звуки с КИ
5.2.2. Почему человек с кохлеарным имплантом слышит звуки и речь по-другому и как научить его понимать речь
5.3. Чему надо учить ранооглохших детей и взрослых с кохлеарным имплантом
5.3.1. Развитие речи у детей с нормальным и нарушенным слухом
5.4. «Слуховой» метод развития речи глухих детей после кохлеарной имплантации
5.5. Реабилитация ранооглохших подростков и взрослых, владеющих связной речью
5.6. Слухоречевая реабилитация ранооглохших детей и взаимодействие различных компонентов языка
Оглавление 5
Глава 6. НАСТРОЙКА ПРОЦЕССОРА КОХЛЕАРНОГО И СТВОЛОМОЗГОВОГО ИМПЛАНТОВ
6.1. Общие сведения о настройке процессора кохлеарного импланта
6.1.1. Основные понятия
6.1.2. Первичная настройка процессора КИ
6.1.3. Использование объективных методов при настройке процессора КИ
6.1.4. Последующие сессии настройки процессора, перенастройка процессора КИ
6.2. Настройка процессора кохлеарного импланта у позднооглохших взрослых и детей
6.3. Настройка процессора кохлеарного импланта у маленьких детей
6.3.1. Первичная настройка процессора кохлеарного импланта
6.3.2. Последующие сессии настройки процессора кохлеарного импланта
6.4. Настройка процессора кохлеарного импланта у детей старшего дошкольного и школьного возраста с врожденной глухотой
6.5. Контроль правильности настройки процессора кохлеарного импланта
6.6. Настройка процессоров КИ при бинауральной (билатеральной) имплантации
6.7. Кохлеарный имплант и слуховой аппарат
6.8. Настройка процессора у пациентов со стволомозговыми имплантами
Глава 7. СЛУХОРЕЧЕВАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ПОЗДНООГЛОХШИХ ДЕТЕЙ/ВЗРОСЛЫХ И РАНООГЛОХШИХ ДЕТЕЙ/ВЗРОСЛЫХ С ПРОГРЕССИРУЮЩИМ СНИЖЕНИЕМ СЛУХА И СВЯЗНОЙ РЕЧЬЮ
7.1. Восстановление/развитие восприятия речи и окружающих звуков с кохлеарным имплантом
7.1.1. Цели, задачи и направления работы
7.1.2. Правила тренировки слухового восприятия с кохлеарным имплантом
7.1.3. Основной этап слухоречевой реабилитации
7.1.4. Этап совершенствования
7.1.5. Динамика восстановления/развития восприятия речи и окружающих звуков с кохлеарным имплантом
7.1.6. Особенности слухоречевой реабилитации позднооглохших детей и подростков с кохлеарным имплантом
7.1.7. Восстановление/развитие восприятия речи с кохлеарным имплантом у билингвальных пациентов и пациентов, говорящих на иностранном языке
7.1.8. Восстановление/развитие восприятия речи с кохлеарным имплантом у слепоглухих пациентов
7.1.9. Особенности коррекционной работы с пациентами со стволомозговыми слуховыми имплантами
7.2. Коррекция нарушений произношения и голоса
7.3. Психологическая помощь пациенту и его близким
6 Оглавление
Глава 8. СЛУХОРЕЧЕВАЯ АБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С КОХЛЕАРНЫМ И СТВОЛОМОЗГОВЫМ ИМПЛАНТАМИ
8.1. Цели, задачи, направления, методы абилитации
8.1.1. Различия в развитии глухих детей младшего возраста с КИ и со слуховым аппаратом
8.1.2. Отличие методов и приемов развития речи, используемых для глухих детей младшего возраста с кохлеарным имплантом, от методов для детей со слуховыми аппаратами
8.1.3. Условия, необходимые для спонтанного развития слуха и речи у детей с кохлеарным имплантом
8.1.4. Основные закономерности овладения речью детьми раннего и младшего дошкольного возраста с кохлеарным имплантом
8.2. Развитие коммуникативных навыков
8.2.1. Доречевые коммуникативные навыки у детей раннего возраста с нормальным и нарушенным слухом
8.2.2. Развитие предречевых навыков общения у малышей с КИ/СМСИ
8.3. Развитие слухового восприятия неречевых звуков и речи у ребенка с КИ
8.3.1. Развитие остаточного слуха у ребенка со слуховым аппаратом до операции
8.3.2. Развитие слухового восприятия у ребенка после подключения процессора КИ
8.3.3. Начальный этап слухоречевой реабилитации
8.3.4. Подведение итогов
8.4. Развитие произносительных навыков и устной речи
8.4.1. Что нужно для того, чтобы ребенок заговорил
8.4.2. Развитие произносительных навыков
8.4.3. Развитие устной речи
8.4.4. Подведение итогов
8.5. Развитие языковой системы (системы родного языка)
8.5.1. Основные подходы к развитию языковой системы у малышей с КИ
8.5.2. Примерный список слов, которые ребенок раннего возраста должен знать после 12–18 мес. использования кохлеарного импланта
8.5.3. Реабилитация особых групп детей после слуховой имплантации
8.6. Развитие мышления, других психических функций и двигательных навыков
8.6.1. Значение умения хорошо двигаться и думать для развития понимания речи и собственной речи у ребенка с КИ
8.6.2. Развитие моторики, зрительного восприятия, мышления в процессе действий ребенка с предметами и ознакомления с окружающим миром во время занятий с педагогом и дома с родителями
8.7. Коррекционно-развивающие занятия с ребенком раннего возраста в начальный период использования КИ
8.7.1. Примерный сценарий коррекционно-развивающих занятий с ребенком раннего возраста
8.7.2. Игры/упражнения для детей со слуховым опытом и функциональной речью
Оглавление 7
8.8. Психологическая помощь. Роль родителей и близких
8.8.1. Дооперационный этап
8.8.2. После операции кохлеарной имплантации
8.8.3. Помощь в организации реабилитации ребенка по месту жительства
8.9. Рекомендации для родителей по развитию слуха, речи, навыков общения и мышления у маленьких детей с КИ
8.9.1. Помогаем ребенку пользоваться своим слухом
8.9.2. Как разговаривать с малышом, который вас не понимает и пока не всегда слушает
8.9.3. Как понять, что он пытается сказать
8.9.4. Поем вместе
8.9.5. Ситуации, игры и упражнения по развитию у ребенка умения слышать, понимать речь и говорить
8.9.6. Обычные предметы, которые можно использовать для обучения ребенка младшего возраста
Глава 9. СЛУХОРЕЧЕВАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ РАНООГЛОХШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ВЗРОСЛЫХ С ОГРАНИЧЕННЫМ СЛУХОВЫМ ОПЫТОМ И НИЗКИМ УРОВНЕМ ЯЗЫКОВОГО РАЗВИТИЯ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ
9.1. Методические подходы к организации реабилитации
9.2. Особенности коррекционной работы с ранооглохшими школьниками и взрослыми с низким уровнем языкового развития
9.3. Особенности коррекционной работы с ранооглохшими пациентами с неразвитым остаточным слухом, пользующимися жестовой речью
9.4. Начальный этап слухоречевой реабилитации. Сценарий первых занятий
9.5. Последующая слухоречевая реабилитация
9.5.1. Развитие слухового восприятия с кохлеарным имплантом
9.5.2. Развитие языковой системы (системы родного языка)
9.5.3. Развитие устной речи
9.5.4. Развитие мышления, других психических функций, двигательных навыков
9.5.5. Психологическая поддержка пациента и его близких
Глава 10. ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ СЛУХОРЕЧЕВОГО ВОСПРИЯТИЯ У ПАЦИЕНТОВ СО СЛУХОВЫМИ ИМПЛАНТАМИ
10.1. Оценка слухоречевого восприятия у позднооглохших пациентов
10.2. Оценка развития слуха и речи у детей раннего возраста
10.2.1. Оценка слуховых реакций ребенка во время занятия с сурдопедагогом
10.2.2. Анкета для родителей «Оценка слухового поведения детей раннего возраста» (LittlEARS)
10.3. Оценка развития слуха и речи у ранооглохших детей дошкольного и школьного возраста
10.3.1. Батарея тестов «Оценка слухоречевого развития детей с кохлеарными имплантами» (EARS)
8 Оглавление
10.3.2. Оценка развития фонематического слуха и слухоартикуляторного контроля
10.3.3. Оценка объема кратковременной слухоречевой памяти
10.3.4. Оценка развития языковой системы и устной речи
10.3.5. Интегральная оценка развития слухового/слухоречевого восприятия и устной речи у детей
10.3.6. Особенности оценки результатов кохлеарной имплантации у детей с комплексными нарушениями
10.4. Подведение итогов
Глава 11. ОРГАНИЗАЦИЯ РЕАБИЛИТАЦИИ ПАЦИЕНТОВ СО СЛУХОВЫМИ ИМПЛАНТАМИ
11.1. Многоуровневая система организации реабилитации пациентов
11.2. Организация коррекционной поддержки и обучения детей
11.2.1. Коррекционная поддержка
11.2.2. Обучение детей с кохлеарными/стволомозговыми имплантами
11.3. Техническое сопровождение пациентов
11.3.1. Эксплуатация слухового импланта
11.3.2. Кохлеарный имплант и FM-системы
11.4. Сурдологическая и неврологическая помощь пациентам
11.5. Меры предосторожности для пациентов
11.5.1. Общие меры предосторожности
11.5.2. Бытовые ситуации
11.5.3. Статическое электричество и электроприборы
11.5.4. Медицинские процедуры
11.5.5. Занятия спортом, игры, досуг
11.6. Кохлеарная имплантация и сообщество глухих
Заключение
Литература
Словарь основных терминов и понятий
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложения к главе 3
Приложение 3.1. Вопросы, наиболее часто задаваемые пациентами — кандидатами на слуховую имплантацию, и краткие ответы на них
Приложение 3.2. Карта анамнеза позднооглохшего пациента — кандидата на кохлеарную/стволомозговую имплантацию
Приложение 3.3. Карта анамнеза ребенка — кандидата на кохлеарную/стволомозговую имплантацию (ранний и дошкольный возраст)
Приложение 3.4. Карта анамнеза пациента — кандидата на кохлеарную/стволомозговую имплантацию (ранооглохшие дети школьного возраста, взрослые)
Оглавление 9
Приложение 3.5. Договор-обязательства с родителями о подготовке и проведении слухоречевой реабилитации ребенка — кандидата на кохлеарную/стволомозговую имплантацию
Приложения к главе 6
Приложение 6.1. Подготовка ребенка к настройке речевого про цессора кохлеарного импланта(инструкция для педагогов и родителей)
Приложение 6.2. Анкета для сурдопедагога и родителей, которую они заполняют перед визитом к аудиологу для коррекции настройки процессора КИ
Приложение 6.3. Рекомендации по адаптации ко второму кохлеарному импланту при последовательной бинауральной имплантации (в СПб НИИ ЛОР)
Приложение 6.4. Рекомендации по адаптации ребенка к совместному использованию кохлеарного импланта и слухового аппарата
Приложения к главе 7
Приложение 7.1. Речевой материал для тренировки слухоречевого восприятия слов у поздно оглохших и ранооглохших пациентов, владеющих связной речью
Приложение 7.2. Речевой материал по развитию восприятия предложений
Приложение 7.3. Речевой материал для тренировки восприятия слитной речи у поздно оглохших пациентов
Приложение 7.4. Речевой материал для развития опознавания звуков речи
Приложение 7.5. Речевой материал для развития восприятия текстов у детей старшего дошкольного и школьного возраста
Приложения к главе 8
Приложение 8.1. Памятка для родителей по обучению детей слышать с КИ в начальный период
Приложение 8.2. Двигательные, слуховые, коммуникативные, языковые и речевые навыки ребенка в возрасте от 1 года до 5 лет
Приложение 8.3. Пособия, необходимые для развития у детей слухоречевого восприятия, устной речи, языка, познавательных навыков
Приложение 8.4. План занятий для самостоятельной работы родителей с детьми с КИ младшего возраста
Приложения к главе 9
Приложение 9.1. Речевой материал для развития слухоречевого восприятия с КИ у ранооглохших школьников/взрослых с низким уровнем языкового развития
Приложение 9.2. Упражнения для тренировки слухоречевой памяти
Приложение к главе 10. Иллюстративный материал к батарее тестов EARS
Запись на консультацию к неврологам, психологам, логопедам, психиатру и сурдологам по телефону +7(812)409-09-09
Электронная почта: info@lornii.ru
Адрес: 190013, Санкт-Петербург, ул.Бронницкая, д.9 (ст.м.Технологический институт)