Ребенок через несколько дней или несколько недель после включения процессора кохлеарного импланта начинает реагировать на окружающие звуки, голос. Длительность периода, в течение которого у ребенка развивается умение слышать звуки и речь составляет 6-18 мес. Она зависит от того, когда ребенок потерял слух, носил ли он постоянно слуховой аппарат, занимались ли с ним развитием слуха, причины потери слуха, настройки процессора кохлеарного импланта, методики слухоречевой реабилитации после имплантации и других причин. Но чтобы ребенок смог понимать речь других людей, он должен узнать значение многих слов, узнать правила их соединения в предложения, произносить слова и предложения. Это занимает у ребенка с нормальным слухом 5-7 лет. Ребенок, который до имплантации совсем не понимал речь других людей слухо-зрительно и не говорил, через 1 год после имплантации начинает понимать простые просьбы и говорить отдельные слова и немного простых предложений. У ребенка, который немного понимал речь, читая с губ, и слушая слуховым аппаратом, понимание речи развивается быстрее. Темпы развития понимания речи и собственной речи у каждого ребенка различны и зависят от многих причин. Наиболее важными являются возраст имплантации, уровень развития остаточного слуха и речи у ребенка на момент имплантации, интенсивность занятий с родителями и педагогами после имплантации, наличие у ребенка дополнительных нарушений, методика развития речи.
Дети, которые носили до операции слуховой аппарат, сначала плохо узнают знакомые слова и звуки с кохлеарным имплантом, потому что они звучат не так как в слуховом аппарате. Родители не должны волноваться, если с кохлеарным имплантом ребенок сначала не узнает слова, которые он узнавал со слуховым аппаратом. Через 1-2 недели после занятий ребенок начинает не только узнавать с кохлеарным имплантом знакомые слова, но и быстро учится узнавать новые слова и звуки.
Если ребенок старше 5 лет с врожденной глухотой не пользовался слуховым аппаратом, не говорит и общается с помощью дактильно-жестовой речи, то его возможности научиться понимать речь и говорить ограничены. Однако при регулярных занятиях по развитию слухового восприятия окружающих звуков и речи ребенок с кохлеарным имплантом научается узнавать не только окружающие звуки, что повышает его безопасность и способность ориентироваться в окружающей обстановке, но и может научиться понимать часто используемые слова и фразы слухо-зрительно в обычных ситуациях общения и общаться с помощью ограниченного числа слов и фраз. Ребенок с кохлеарным имплантом слышит свой голос и его легче научить говорить. У говорящих подростков после кохлеарной имплантации в процессе занятий по развитию произношения речь становится более внятной и естественно звучащей.