Мохотаева М.В.
ФГУ «СПб НИИ ЛОР Росмедтехнологий», г. Санкт-Петербург
В настоящее время одной из актуальных проблем логопедии является изучение нарушений речи у детей с церебральным параличом (ЦП). В последние годы отмечается рост числа детей с данной патологией. За 15 лет (c 1986 по 2001 гг.) распространенность заболевания увеличилась в 3 раза и составила 5-6 на 1000 новорожденных (Сологубов Е.Г., 2002). 80% детей с ЦП имеют различные речевые нарушения (Ипполитова М.В., 1989). Наиболее частыми речевыми нарушениями у данной категории детей являются дизартрии. Характерной особенностью дизартрических расстройств являются нарушения голоса. Расстройства голоса в структуре дизартрии чаще всего проявляются в виде дисфоний центрального органического генеза. Именно расстройства голоса, мелодико-интонационных характеристик речи в наибольшей степени влияют на разборчивость, эмоциональную выразительность речи детей. Наличие речевых нарушений у детей с ЦП и, в частности, нарушений голоса часто снижает мотивацию к речевому общению, ведет к нарушению речевого контакта.
Целью нашего исследования явился анализ характера отклонений в состоянии акустических характеристик голоса школьников с ЦП в сравнении с их нормативными характеристиками звучания. В исследовании принимали участие 33 ребенка в возрасте 7-10 лет (14 девочек и 19 мальчиков), не имеющих на момент исследования ЛОР патологии. У всех детей диагностировали церебральный паралич различных форм и степеней тяжести. Контрольную группу составили учащиеся начальной общеобразовательной школы (14 человек, 8 девочек и 6 мальчиков) в возрасте 7-10 лет также не имеющие патологии ЛОРорганов.
Изучение состояния голосовой функции осуществлялось с помощью программы LingWaves (фирма Atmos, Германия) и включало: исследование частоты основного тона (ЧОТ), времени максимальной фонации (ВМФ), силы голоса, нестабильности голоса по частоте (Jitter) и по амплитуде (Shimmer); частотного диапазона голоса, доступности изменения силы голоса. Полученные значения были использованы для расчета индекса выраженности дисфонии DSI (Dysphonia Severity Index). Особенности тембра голоса испытуемых оценивались группой аудиторов по специально разработанной шкале.
Было отмечено, что ВМФ здоровых детей не превышало 9,8±2,21 секунд, ЧОТ составила 231,88±33,11 Гц. Среднее значение силы голоса детей контрольной группы равнялось 75±6,69 dB. Показатель Jitter составил1,5±1,03%, Shimmer - 7,01±3,2%.
У испытуемых с ЦП было отмечено статистически достоверное уменьшение ВМФ (р<0,001) по сравнению с ВМФ здоровых детей. У детей с ЦП оно не превышало 5,5±2,74 секунд. Для детей экспериментальной группы было характерно увеличение значение ЧОТ (р<0,05). Среднее значение ЧОТ составило 267,16±48,1 Гц. Для группы испытуемых с ЦП сила голоса не превышала 67,92±10,44 dB, что является более низким значением по сравнению с нормально развивающими сверстниками (р<0,01). Исследование нестабильности голоса по частоте (Jitter) и по амплитуде (Shimmer) показало, что средние значения данных параметров у детей экспериментальной группы статистически отличаются от значений контрольной группы (p<0,01) в сторону увеличения и составили 3,2±4,35% и 11,9±2,3%, соответственно.
Данные, полученные в результате исследования частотного диапазона голоса у младших школьников с ЦП, показали его значительное сужение по сравнению с аналогичными показателями у нормально развивающихся детей (p<0,01). Для здоровых детей доступный звуковысотный диапазон составил 397,7±102,4 Гц (от 261,6±25,7 Гц до 659,3±56,3 Гц). Для детей с ЦП было характерно сужение диапазона до 155,1± 52,51 Гц (от 207± 57,7 до 362,2±32,9 Гц).
Исследование возможности изменений силы голоса показало, что детям с ЦП доступно произвольное изменение силы лишь в пределах 12,02±9,13 dB, тогда как для детей, не имеющих двигательной патологии, это значение составило 26±5,7 dB (p<0,01).
Значения коэффициентов дисфонии (DSI) в группе детей с ЦП статистически достоверно отличались по сравнению со значениями данного показателя у детей контрольной группы (p<0,01). Среднее значение в группе детей с ЦП составило 5,6±3,87. В группе нормально развивающихся школьников среднее значение показателя равнялось 2,3±1,69.
Среди характерных особенностей тембра голоса детей с ЦП, выявленных в ходе аудитивного анализа были хрипота, глухота голоса и гиперназализация. Носовой оттенок голоса был отмечен у 43% испытуемых с ЦП. Аналогичная характеристика голоса была дана только 6,6% испытуемым контрольной группы. Тембр голоса характеризовался как хриплый и глухой у 12,5% детей с ЦП, и у 3% детей без двигательной патологии.
Таким образом, при сравнении акустических характеристик голоса детей с ЦП с аналогичными показателями у нормально развивающихся школьников, были выявлены существенные отличия. Данные, полученные в результате проведенного исследования, позволяют утверждать о наличии тесной взаимосвязи двигательной патологии центрального органического генеза с проявлением специфических нарушений голоса, которые выражаются в своеобразном изменении его акустических характеристик.