Иванова Н.В.
ФГУ «СПб НИИ ЛОР Росмедтехнологий», г.Санкт-Петербург
Под влиянием общемировых тенденций и логики собственного развития российское общество обратилось к проблеме социальной интеграции людей, имеющих ограниченные возможности, самоактуализации и реализации психического и личностного потенциала. При этом само общество оказалось во многом не готовым к ее решению, главным образом, в силу патоцентрированного подхода к пониманию любых отклонений в психическом и физическом развитии человека.
Существенная роль в формировании адаптационного потенциала принадлежит индивидуальной истории жизни человека. Она аккумулирует микросоциум и ту микрокультуру, где рождается и куда погружен человек на ранних этапах своего жизненного пути. Связь с ними человек в явной или неявной форме сохраняет на протяжении всей своей жизни. Детско-родительские отношения, семейная атмосфера и традиции со свойственной им тончайшей паутиной взаимоотношений и нюансов, значимое ближайшее окружение закладывают базис определенной модели адаптивного поведения личности.
Необходимость успешной интеграции подростков с разным видом дизонтогенеза в современный социум делает приоритетным исследование их адаптационного потенциала, ресурса личностного успеха.
Для проведенного нами исследования важен следующий компонент адаптационного потенциала - психический, который включает в себя психические процессы и свойства, позволяющие отражать объективную реальность во всем ее многообразии и регулировать различные взаимоотношения с ней.
В качестве одного из компонентов адаптационного потенциала подростков с проблемами в развитии можно рассматривать юмор.
Выбор юмора в качестве предмета исследования обусловлен тем, что в специальной психологии сложилась традиция изучения преимущественно структуры и динамики дефекта. Развитию личности ребенка, имеющего психические и физические ограничения, уделяется существенно меньшее внимание. Это ставит детей в очень узкие рамки социализации и адаптации, тем самым, усугубляя и закрепляя нарушение. В этом случае необходим поиск резервов расширения возможностей взаимодействия с изменяющейся и не всегда толерантной по отношению к особым детям окружающей реальностью.
Недостаточная разработанность дизонтогенетического аспекта юмора определила цель проведенного нами исследования, которая заключалась в раскрытии психологического содержания и адаптационных возможностей юмора подростков с интеллектуальной недостаточностью, социально-педагогической запущенностью и заиканием. Широта объекта изучения обусловливалась отсутствием исследований особенностей юмора при каждом из перечисленных видов дизонтогенеза.
Экспериментальное исследование адаптационных возможностей юмора у подростков с разным видом отклонения сталкивается с рядом методических трудностей. Одна из них заключается в отсутствии необходимого диагностического инструментария. Разработанный нами комплекс методических средств, включающий в себя метод стандартизированной беседы, проективный метод, юморометрию позволяет надежно диагностировать индивидуальные показатели разных проявлений юмора у подростков старшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости, заиканием и социально-педагогической запущенностью. Кроме того, апробированный методический комплекс также позволяет определить с помощью оценки чувства юмора эффективность развития адаптационных возможностей.
Проведенное нами исследование подтвердило идею о том, что юмор органично присущ подросткам. Участвовавшие в нашем исследовании подростки в возрасте 15-16 лет были способны воспринимать широкий круг жизненных ситуаций как смешные, оценивать собственное поведение и поведение других в референтной группе как комическое и актуализировать юмор для расширения возможностей социальной адаптации.
Юмор, наряду с другими психологическими феноменами, может обеспечивать дополнительный ресурс успешной адаптации в социальной среде, взаимодействия с миром. Юмор входит в систему личностного самосохранения и самораскрытия, расширяя спектр социальных ситуаций, необходимых современному человеку.
Таким образом, данное исследование открывает перспективы для дальнейшего изучения дизонтогенетического аспекта комического. В частности, целесообразны исследования интеграционного потенциала юмора, иерархии индивидуальных мотивов и запретов юмора, границ его актуализации подростками с проблемами в развитии для регуляции межличностных конфликтов со сверстниками и взрослыми, понимание ими юмора и продуцирование комического.
Важным представляются исследования адаптационных возможностей юмора при других видах отклонений в развитии, в частности при детском церебральном параличе, нарушении слуха и зрения.