Королева И.В.
Королева, Инна Васильевна. Помощь детям с нарушением слуха : Руководство для родителей и специалистов / И. В. Королева. — Санкт-Петербург : КАРО, 2016. — 304 с. : ил. — (Специальная педагогика). ISBN 978-5-9925-1130-7.
Эта книга должна стать настольной для всех специалистов, которые имеют дело с детьми с нарушением слуха — врачей разного профиля (оториноларингологов, сурдологов, педиатров, неврологов), сурдопедагогов, логопедов, психологов, и конечно, для родителей таких детей. От этих людей зависит будущее ребенка с нарушенным слухом, поэтому они должны знать, какие огромные возможности сегодня есть, чтобы ему помочь, знать, что и как делать. И крайне важно понимать, что своевременность этой помощи является ключевым фактором эффективной реабилитации плохослышащего ребенка. Раньше врачи часто определяли, что ребенок плохо слышит, когда ему было уже 2–3 года. Сейчас эту патологию можно выявить уже в роддоме, а значит, очень рано помочь малышу! Как и при любом заболевании, чем раньше оказывается помощь, тем выше ее эффективность. Теперь мы знаем: страшно не то, что ребенок не слышит, страшно то, что в его мозг не поступают звуки и речь. Слышать речь необходимо, чтобы воспринимать информацию, говорить, общаться с окружающими людьми, учиться, чтобы развивалось мышление. Речь важна и для воспитания ребенка: она помогает ему научиться понимать, что хорошо, а что плохо, что можно, а что нельзя. Поэтому даже небольшое снижение слуха у малыша приводит к задержке и нарушению его речевого и интеллектуального развития. Но сегодня благодаря слуховым аппаратам, кохлеарным и стволомозговым имплантам даже глухие дети могут слышать звуки и речь, а, значит, у них появляется возможность нормально развиваться.
Очень ранний возраст выявления нарушения слуха и то, что до трех лет малыш проводит основную часть времени в семье, общаясь с близкими, определяет изменение методов помощи детям с нарушенным слухом. Если при традиционных подходах сурдопедагог занимался только с ребенком, то современный подход является семейно-центрированным, при котором сурдопедагог оказывает поддержку семье и ребенку как члену семьи.
Раннее выявление нарушения слуха у ребенка требует от сурдопедагогов владения навыками коррекционно-развивающей работы с очень маленькими детьми. Родители, узнав, что их ребенок плохо слышит, испытывают состояние шока и хотят получить ответы на множество вопросов: «Почему ребенок плохо слышит? Можно ли его вылечить? Как помочь ребенку? Как с ним общаться? Можно ли научить его говорить? Где он будет учиться?». Поэтому психологическая поддержка родителей является важнейшей составляющей современного подхода к реабилитации. Она включает формирование у родителей уверенности в общении со своим ребенком, способности самостоятельно принимать информированные решения, связанные с их ребенком, а также навыков развития у ребенка умения слушать, понимать речь и говорить с помощью слуховых аппаратов и кохлеарных имплантов, прежде всего, в повседневных ситуациях и во время совместных игр.
Книга написана на основании многолетнего опыта работы с родителями и специалистами в одном из ведущих европейских центров кохлеарной имплантации - Санкт-Петербургском НИИ уха, горла, носа и речи. Этот опыт показывает, что родители нуждаются в ответах на самые разные вопросы: о методах диагностики, реабилитации, слухопротезирования, специальном и инклюзивном обучении детей с нарушенным слухом, психологических и социальных проблемах, с которыми сталкиваются родители детей. В книге приведены и важные практические советы: как научить ребенка слышать в слуховых аппаратах, говорить, общаться с окружающими, как его правильно воспитывать и многое другое.
Книга также полезна для подготовки будущих сурдопедагогов, логопедов, коррекционных психологов, так как позволяет сформировать у студентов целостное представление о системе помощи детям с нарушением слуха.
В книге рассказывается о современных возможностях помощи детям с нарушением слуха. Описываются медицинские, технические, психоло го-педагогические методы реа- билитации детей с нарушением слуха. Рассматриваются причины и методы диагностики нарушений слуха у детей. Представлена информация о слуховых аппаратах, кохлеарных и стволомозговых имплан- тах, особенностях слухопротезирования детей, методах обучения слабослышащих и глухих детей, социальных и психологических вопросах их реабилитации. Описывается слуховой метод развития речи у детей с нарушением слуха. Он предполагает раннюю диагностику и слухопротезирование, ранние коррекционно-разви ваю щие занятия, психологическую под- держку родителей и вовлечение их в процесс развития ребенка с нарушением слуха. Особое внимание уделяется обучению родителей умению развивать у ребенка разные навыки во время ежедневных дел и игр, создавать условия для спонтанного развития речи. В книге представлено много практических рекомендаций по развитию слуха, речи, языка, мышления, умения общаться у ребенка с нарушенным слухом, а также советы по их воспитанию. Книга предназначена для родителей детей с нарушением слуха и специалистов, уча- ствующих в реабилитации детей с нарушениями слуха, — сурдопедагогов, логопедов, де- фектологов, психологов, врачей-сурдологов, оториноларингологов, педиатров, неврологов.
Оглавление
Предисловие
Рекомендации для родителей и специалистов
Рекомендации для родителей
Рекомендации для сурдопедагогов, логопедов, психологов
Рекомендации для врачей
Глава 1. Почему ребенок плохо слышит
- Как устроено ухо, и что такое слуховая система
- Как человек слышит
- Типы нарушений слуха
- Причины нарушений слуха у детей
- Лечение детей с нарушением слуха
- Помощь детям с нарушением слуха
Глава 2. Диагностика нарушений слуха у детей
- Что важно знать о звуках
- Как ребенок воспринимает звуки в разных условиях
- Аудиограмма, или «слуховой паспорт» ребенка
- Степени снижения слуха
- Что такое диагностика нарушения слуха у ребенка
- Объективные методы оценки слуха
- Аудиометрия по слуховым вызванным потенциалам мозга
- Импедансометрия
- Отоакустическая эмиссия
- Компьютерная и магнитно-резонансная томография
- Субъективные методы оценки слуха
- Игровая тональная аудиометрия
- Как подготовить ребенка к проверке слуха
- Обследование слуха с помощью звучащих игрушек и речи
- Анкетирование родителей
- Скрининговые обследования слуха у детей
- Особенности поведения и развития речи детей с небольшим снижением слуха
Глава 3. Про слуховые аппараты и FM-системы
- Как слышат звуки и речь дети с нарушениями слуха
- Что такое слуховой аппарат — самое главное о нем
- Что такое ушной вкладыш
- Когда ребенку нужен слуховой аппарат
- Что такое слухопротезирование, и как настраивают слуховые аппараты детям
- Как ребенок слышит в слуховых аппаратах
- Как правильно надеть и снять слуховой аппарат
- Как приучить ребенка носить слуховые аппараты
- Если ребенок снимает слуховой аппарат
- Как проверяют правильность подбора и настройки слухового аппарата
- Как ухаживать за слуховым аппаратом
- Питание слуховых аппаратов
- Уход за слуховым аппаратом
- Чистка ушного вкладыша и трубки
- Бинауральное и монауральное слухопротезирование
- Что такое FM-системы
Глава 4. Кохлеарная и стволомозговая имплантация
- Что такое кохлеарный имплант, и чем он отличается от слухового аппарата
- Нужна ли ребенку кохлеарная имплантация
- На каком ухе у ребенка лучше проводить операцию
- Как проводится операция кохлеарной имплантации
- Как ребенок восстанавливается после операции
- Когда ребенок начинает слышать, понимать речь и говорить после кохлеарной имплантации
- Что такое слухоречевая реабилитация детей с кохлеарными имплантами
- Какие меры предосторожности надо соблюдать детям с кохлеарными имплантами
- Что такое стволомозговая слуховая имплантация
Глава 5. Обучение детей с нарушенным слухом
- Как общаются люди с нарушенным слухом
- Методы обучения детей с нарушенным слухом
- Устные методы
- Жестовые методы
- Слуховые методы
- Семейно-центрированный подход
- Где обучаются дети с нарушенным слухом
Глава 6. Как помочь глухому ребенку научиться слушать и говорить, или Главные правила обучения ребенка с нарушенным слухом
- Что нужно, чтобы ребенок научился понимать речь и говорить
- Главные правила обучения и развития ребенка с нарушенным слухом
Глава 7. Развиваем умение общаться
- Предречевые средства общения ребенка, или как общаются дети с нормальным слухом, пока не научатся говорить
- Что чувствует ребенок, которого не понимают
- Учимся общаться с помощью глаз и не только…
- Как использовать жесты при общении с ребенком
- Использование рисунков при общении с ребенком. Рисуем распорядок дня
Глава 8. Учимся слушать и понимать речь
- Почему важно, чтобы ребенок научился хорошо слышать
- До слухопротезирования
- После слухопротезирования
- Как помочь ребенку быстрее научиться слышать со слуховым аппаратом
- Почему так важно научить ребенка слышать окружающие звуки
- Как ребенок учится понимать речь
- Что такое фонематический слух, и как его развивать у ребенка с нарушенным слухом
- Занятие или игра?
- Слушаем музыку — развиваем слух и многое другое
- Ключевые этапы развития слуха и речи у ребенка со слуховым аппаратом или кохлеарным имплантом
Глава 9. Учимся говорить
- Что должен уметь ребенок, чтобы говорить
- Как развиваются произносительные навыки у детей с нормальным и нарушенным слухом
- Развиваем голос и звукопроизношение
- Как вызвать голос и звуки речи у малыша
- Подражание видимой артикуляции и слухозрительное восприятие речи
- Опора на осязательные ощущения
- Подражание голосам животных, звукам окружающей среды и… междометиям
- Речевые ритуалы
- Пение
- Пальчиковые игры и не только
- Двигаемся и произносим звуки
- Артикуляционная гимнастика и массаж
- Использование чтения
- Дактилирование
- Сопряженная речь
- Помогаем ребенку правильно произносить слова
- Опять языковая система…
- Первые слова и фразы
- Развитие грамматически правильной речи
- Темпы развития устной речи у ребенка с нарушенным слухом
Глава 10. Развиваем моторику, внимание, мышление, память
- Почему у ребенка надо развивать моторику, внимание, мышление и…
- Помоги мне это сделать самому!
- Как развивать у ребенка моторику, зрительное восприятие, обоняние, осязание в домашних условиях
- Как развивать у ребенка мышление в домашних условиях
- Учим ребенка сравнивать и сортировать предметы по размеру, цвету и форме
- Учим ребенка различать и группировать предметы и картинки по назначению или принадлежности
- Обычные предметы, которые можно использовать для обучения ребенка младшего возраста
Глава 11. Психологические и социальные проблемы
- Психологическая помощь родителям и семье
- Трудный ребенок: советы родителям
Совет 1. Справляемся со сверхактивностью
Совет 2. Приучаем к порядку и дисциплине
Совет 3. Справляемся с плохим поведением (агрессивность, упрямство, истерики)
Совет 4. Избегайте наказывать малыша
О вашем отношении к ребенку
Качества матери (родителей), положительно влияющие на развитие ребенка
Социальные вопросы
Инвалидность
Родители всех стран, объединяйтесь, или Ассоциации родителей детей с нарушенным слухом
Приложение 1. Словарь основных терминов и понятий
Приложение 2. Жесты глухих, которые помогут общаться с глухим малышом
Приложение 3. План коррекционной работы по развитию общих представлений и речи по теме «Лето, цветы» у детей с нарушением слуха в детском саду
Приложение 4. План занятий с детьми с нарушением слуха от рождения до 5 лет
Занятия с детьми первого года жизни.
Занятия с детьми второго года жизни.
Занятия с детьми 2–5 лет
Приложение 5. Что должен делать ребенок в разном возрасте
Двигательные, слуховые, коммуникативные, языковые и речевые навыки ребенка в возрасте от 1 года до 5 лет
Полезные книги
Contents
Сокращения, используемые в книге:
КИ — кохлеарный имплант
СА — слуховой аппарат
СМСИ — стволомозговой слуховой имплант