После подключения речевого процессора кохлеарного имланта человек слышит даже тихие звуки и речь, но не узнает их. Он не понимает речь, потому, что кохлеарный имплант преобразует звуки по-другому, а не так как это происходит у человека с нормальным слухом. Позднооглохшие взрослые и дети через 1-2 недели научаются понимать речь в тишине, если видят лицо говорящего, благодаря слухоречевой реабилитации в центре. Реабилитация включает точную настройку процессора кохлеарного импланта, занятия с сурдопедагогом, занятия с родственниками по заданиям педагога. В дальнейшем пациент продолжает учиться слышать с кохлеарным имплантом во время общения с другими людьми, и восприятие речи с кохлеарным имплантом у него улучшается в течение 1 года. Со временем многие пациенты с кохлеарным имплантом понимают речь только на слух, свободно общаются по телефону. Темпы и степень восстановления восприятия речи различны у разных пациентов и зависят от длительности глухоты, возраста пациента, причины потери слуха и регулярности слухоречевой тренировки.
Окружающие звуки пациент с кохлеарным имплантом также сначала не узнает, но научается их узнавать быстрее – в течение нескольких дней. Восприятие музыки с кохлеарным имплантом наиболее сильно отличается от того, как человек ее слышал до потери слуха. Ритмичные мелодии человек с кохлеарным имплантом узнает хорошо, а классическая музыка для пациентов, использующих старые модели кохлеарных имплантов, звучит неприятно. С последними моделями кохлеарных имплантов пациенты хорошо воспринимают музыку, играют на музыкальных инструментах.
Ранооглохшие взрослые обучаются слышать с кохлеарным имплантом значительно медленнее, т.к. их слуховые центры не умеют правильно обрабатывать и запоминать неречевые и речевые звуки, а в их памяти нет четких образов звуков и слов. Однако при регулярных занятиях по развитию слухового восприятия окружающих звуков и речи по методике, разработанной в Санкт-Петербургском НИИ уха, горла, носа и речи, эти пациенты научаются узнавать не только окружающие звуки, что повышает их безопасность и способность ориентироваться в окружающей обстановке, но и частично понимать речь окружающих людей. При проведении занятий по коррекции произношения их речь становится более внятной и естественно звучащей.