22 августа 2017
   ENGLISH PAGE  


ЗАПИСЬ

РАСПИСАНИЕ



Сведения об образовательной деятельности

Информационно-
образовательная среда




Поделись страницей:





На вопросы отвечают
профессор © Королева Инна Васильевна
и доктор медицинских наук © Кузовков Владислав Евгеньевич

Вопросы, часто задаваемые родителями детей-кандидатов на кохлеарную имплантацию, и краткие ответы на них

В каких случаях ребенку рекомендуется сделать кохлеарную имплантацию?

Чем отличается кохлеарный имплант от слухового аппарата?

Как устроен кохлеарный имплант?

Как работает кохлеарный имплант?

Чем отличаются разные модели КИ?

Как проводится операция кохлеарной имплантации?

На каком ухе проводится операция?

Какие возможные отрицательные последствия операции?

Каков срок использования кохлеарного импланта

Нужно ли делать повторные операции по мере роста ребенка?

Нужно ли делать повторную операцию, если будут разработаны более современные модели КИ?

Кто платит за кохлеарный имплант и операцию?

Когда ребенок слышит после операции?

Когда ребенок с КИ будет понимать речь и говорить?

Как часто нужно приезжать в центр кохлеарной имплантации?

Может ли ребенок с КИ пользоваться телефоном?

Можно ли заниматься спортом после кохлеарной имплантации?

Можно ли летать на самолете с КИ?

Можно ли проводить медицинские процедуры с КИ?

Где учатся дети с кохлеарными имплантами?

Какая последовательность действий необходима для проведения ребенку операции кохлеарной имплантации?

В каких случаях ребенку рекомендуется сделать кохлеарную имплантацию?

Кохлеарную имплантацию делают детям с двусторонней глухотой или 4 степенью тугоухости (рис.1).

В последние годы расширяются показания для проведения кохлеарной имплантации, и ее могут рекомендовать ребенку с остаточным слухом.

Рисунок 1. Зона аудиограмм, при которой ребенку рекомендуется кохлеарная имплантация

При этом ребенку не помогают современные правильно подобранные и настроенные слуховые аппараты, потому что у него повреждена большая часть волосковых клеток в улитке. Решение о целесообразности проведения операции ребенку принимает специальная комиссия в центре кохлеарной имплантации по данным комплексного обследования.

Чем отличается кохлеарный имплант от слухового аппарата?

Слуховой аппарат просто усиливает звуки и передает их к барабанной перепонке. Кохлеарный имплант преобразует звуки в последовательность электрических импульсов, которые стимулируют слуховой нерв с помощью электродов в улитке.

Как устроен кохлеарный имплант?

Кохлеарный имплант (КИ) состоит из 2-х частей – внутренней и внешней (рис.2).

Рисунок 2. Внешняя и имплантируемая части кохлеарного импланта. Расположение внешней части КИ на голове ребенка

Кохлеарный имплант (КИ) состоит из 2-х частей – внутренней и внешней (рис.2). Внутренняя часть имплантируется в ухо во время операции. После операции она находится под кожей головы и не видна. Внешняя часть включает аудиопроцессор с микрофоном, батарейный отсек и передатчик, который удерживается на голове над имплантированной частью КИ с помощью магнита. В большинстве моделей КИ внешняя часть похожа на слуховой аппарат-заушину, которая надевается на ухо и не видна, если прикрыта волосами.

Есть модели КИ, в которых все компоненты внешней части расположены в одном корпусе (рис.3).

Рисунок 3. Моноблочная модель КИ

Для маленьких детей созданы специальные модели внешней части (рис.4), которые прикрепляются к одежде ребенка.

Рисунок 4. Детские модели внешней части КИ

Внешняя часть снимается во время сна или купания, как обычный слуховой аппарат. Есть модели КИ, внешнюю часть которых можно не снимать во время купания. Источником питания КИ служат заменяемые батарейки, как в слуховых аппаратах, или перезаряжаемые аккумуляторы. Процессор КИ управляется с помощью регуляторов, расположенных на процессоре во внешней части или с помощью пульта дистанционного управления.

Как работает кохлеарный имплант?

Микрофон внешней части КИ улавливает звуки и речь и передает их в аудиопроцессор (рис.5). Аудиопроцессор КИ преобразует звуки и речь в последовательность слабых электрических импульсов и передает их с помощью передатчика и приемника под кожей головы к электродам в улитке. Эти импульсы стимулируют слуховой нерв, который передает эти импульсы в слуховые центры мозга. Слуховые центры мозга воспринимают эти импульсы как речь, музыку, звуки.

Рисунок 5. Как работает кохлеарный имплант

Чем отличаются разные модели КИ?

В настоящее время 4 основных фирмы производят системы КИ: фирма «Cochlear», (Австралия), фирма «MED-EL» (Австрия), фирма «Advanced Bionics» (CША), «Neurelex» (Франция). Модели КИ различных производителей отличаются числом электродов, длиной электродной цепочки, стратегиями обработки речевых сигналов и многими другими техническими характеристиками (см.раздел «Как правильно выбрать кохлеарный имплант»). В современных многоканальных системах КИ стратегии обработки звуковых сигналов являются основными характеристиками КИ, которые определяют разборчивость речи, воспринимаемой с помощью КИ. Все современные системы КИ являются многоканальными и обеспечивают хорошую разборчивость речи в тишине. Последние модели КИ обеспечивают лучшие возможности восприятия речи в шуме и музыки.

Как проводится операция кохлеарной имплантации?

Операция проводится под общим наркозом и длится от 40 мин. до 1,5 час. Это операция на ухе, а не на мозге, поэтому ее выполняет лор-хирург в лор-клинике. Большинство пациентов, в том числе и дети, после окончания действия наркоза в этот же день могут вставать, общаться. На следующий день после операции ребенок может самостоятельно двигаться почти без ограничений. Через 7-10 дней у ребенка снимают повязку на голове, выписывают из больницы и он может вернуться к обычной жизни, в том числе посещать детский сад или школу.

На каком ухе проводится операция?

Из-за высокой стоимости КИ операция, как правило, проводится на одном ухе. Обычно операцию проводят на хуже слышащем ухе, для того чтобы ребенок мог продолжать носить слуховой аппарат на другом ухе. В некоторых случаях операция выполняется на лучше слышащем ухе. Например, если у ребенка есть аномалия или оссификация (окостенение) улитки, или если ребенок старше 5-ти лет не слышит с рождения, а слуховой аппарат носил только на одном ухе. В последние годы в части случаев детям проводят кохлеарную имплантацию на обоих ушах.

Какие возможные отрицательные последствия операции?

Риск от операции кохлеарной имплантации сопоставим с риском обычных хирургических операций на среднем ухе, проводимых под общим наркозом. В числе наиболее часто встречающихся возможных осложнений - головокружение, нарушение равновесия, боль, чувство онемения вокруг импланта, задержка заживления раны, временное изменение вкуса. Эти ощущения быстро проходят.

Возможные при операциях на среднем ухе повреждения лицевого нерва при кохлеарной имплантации встречаются крайне редко, что связано с высокой квалификацией хирургов, проводящих эти операции.

КИ изготовлены из биосовместимых материалов, и случаи отторжения имплантированной части КИ практически не встречаются.

Каков срок использования кохлеарного импланта

КИ предназначен для пожизненного использования. Фирмы производители дают гарантию на внутреннюю часть на 10 лет, но это не значит, что после этого срока он сломается. Это связано с тем, что эта технология появилась не так давно и системы КИ постоянно совершенствуются. Есть пациенты, использующие КИ более 25 лет.

Элементы внешней части (кабели, микрофон, аудиопроцессор) периодически выходят из строя и подлежат замене. При поломке внутренней части (случается редко) проводится повторная операция и замена неисправной внутренней части. В настоящее время правительство РФ выделяет средства на плановую замену процессора КИ через каждые 5 лет всем пациентам.

Нужно ли делать повторные операции по мере роста ребенка?

Дети, даже имплантированные в возрасте до 1 года, не нуждаются в повторных операциях, потому что внутреннее ухо, в которое вводится цепочка электродов, к моменту рождения уже сформировано и больше не растет.

Нужно ли делать повторную операцию, если будут разработаны более современные модели КИ?

Разработчики постоянно совершенствуют КИ, но наибольшие изменения происходят в его внешней части. Поэтому некоторые новые модели внешних частей КИ могут использоваться со старой моделью имплантированной части. Многим пациентам заменяют старую внешнюю часть КИ на более современную. Разрабатываются и новые модели внутренней имплантируемой части. Они устанавливаются новым пациентам. При желании пациента и рекомендации специалистов пациенту могут заменить внутреннюю часть на более современную модель.

Кто платит за кохлеарный имплант и операцию?

Операция кохлеарной имплантации относится к высокотехнологичным методам лечения. Правительство РФ выделяет средства на покупку кохлеарных имплантов, операцию и послеоперационную слухоречевую реабилитацию, включающую настройку процессора КИ и занятия по развитию слуха с КИ.

Когда ребенок слышит после операции?

После операции ребенок не слышит. Он может слышать, только когда подключается речевой процессор КИ, находящийся во внешней части. Он подключается через 3-4 недели после операции, когда полностью заживет послеоперационная рана.

Маленькие дети, которые не носили слуховой аппарат (или носили его непостоянно, их не научили слушать со слуховым аппаратом), первые 1-2 недели могут не реагировать на звуки. Постепенно у ребенка появляются реакции на громкие звуки, потом на голос и другие звуки. В этом ребенку помогают родители, которые постоянно привлекают внимание ребенка к разным звукам, вызывают у него интерес к ним. Через 2-6 мес. у детей развивается способность узнавать и понимать некоторые слова и предложения. Ранооглохшие дети и подростки учатся слышать с КИ, понимать речь и говорить более 5 лет. Это связано с развитием у детей системы родного языка – накоплением словарного запаса, формированием грамматических представлений. Для этого с ребенком должны ежедневно заниматься педагоги и родители. Развитие понимания речи и собственной речи у ребенка с врожденной глухотой зависит от многих факторов: возраста имплантации, возраста слухопротезирования и постоянного использования слуховых аппаратов до имплантации, наличия дополнительных нарушений, наличия у ребенка навыков слушания со слуховыми аппаратами и умения говорить на момент имплантации, наличия у родителей опыта обучения ребенка слушать и говорить, настройки процессора КИ, методики развития слуха и речи с КИ и др.

Ребенок быстрее научается слышать и узнавать окружающие бытовые звуки, поэтому важно привлекать к ним внимание ребенка, помогать ему понять, что происходит, когда он их слышит, реагировать на них.

Ребенок с КИ воспринимает музыку, особенно быстро он научается узнавать ритм мелодии. С последними моделями КИ многие дети играют на музыкальных инструментах, танцуют, поют. В 2016 году Санкт-Петербургский НИИ ЛОР организовал первый в мире музыкальный фестиваль для детей с кохлеарными имплантами «Волшебная симфония», в котором дети с КИ из разных стран выступали вместе с профессиональными музыкантами.

Когда ребенок с КИ будет понимать речь и говорить?

Ребенок через несколько дней или несколько недель после включения процессора КИ начинает реагировать на окружающие звуки, голос. Длительность периода, в течение которого у ребенка развивается умение слышать звуки и речь составляет 6-18 мес. Она зависит от того, когда ребенок потерял слух, носил ли он постоянно слуховой аппарат, занимались ли с ним развитием слуха, причины потери слуха, настройки процессора КИ, методики слухоречевой реабилитации после имплантации и других причин. Но чтобы ребенок смог понимать речь других людей, он должен узнать значение многих слов, узнать правила их соединения в предложения, произносить слова и предложения. Это занимает у ребенка с нормальным слухом 5-7 лет. Ребенок, который до имплантации совсем не понимал речь других людей слухо-зрительно и не говорил, через 1 год после имплантации начинает понимать простые просьбы и говорить отдельные слова и немного простых предложений. У ребенка, который немного понимал речь, читая с губ, и слушая слуховым аппаратом, понимание речи развивается быстрее. Темпы развития понимания речи и собственной речи у каждого ребенка различны и зависят от многих причин. Наиболее важными являются возраст имплантации, уровень развития остаточного слуха и речи у ребенка на момент имплантации, интенсивность занятий с родителями и педагогами после имплантации, наличие у ребенка дополнительных нарушений, методика развития речи.

Дети, которые носили до операции слуховой аппарат, сначала плохо узнают знакомые слова и звуки с КИ, потому что они звучат не так как в слуховом аппарате. Родители не должны волноваться, если с КИ ребенок сначала не узнает слова, которые он узнавал со слуховым аппаратом. Через 1-2 недели после занятий ребенок начинает не только узнавать с КИ знакомые слова, но и быстро учится узнавать новые слова и звуки.

Если ребенок старше 5 лет с врожденной глухотой не пользовался слуховым аппаратом, не говорит и общается с помощью дактильно-жестовой речи, то его возможности научиться понимать речь и говорить ограничены. Однако при регулярных занятиях по развитию слухового восприятия окружающих звуков и речи ребенок с КИ научается узнавать не только окружающие звуки, что повышает его безопасность и способность ориентироваться в окружающей обстановке, но и может научиться понимать часто используемые слова и фразы слухо-зрительно в обычных ситуациях общения и общаться с помощью ограниченного числа слов и фраз. Ребенок с КИ слышит свой голос и его легче научить говорить. У говорящих подростков после кохлеарной имплантации в процессе занятий по развитию произношения речь становится более внятной и естественно звучащей.

Как часто нужно приезжать в центр кохлеарной имплантации?

Обычно в первый раз ребенок с родителями приглашается в центр кохлеарной имплантации для проведения операции кохлеарной имплантации. В некоторых случаях родители сначала приезжают в центр для проведения диагностического обследования слуха у ребенка и получения рекомендации о проведении кохлеарной имплантации. После операции ребенок с родителями приезжают в центр через месяц для прохождения первого курса реабилитации - подключения процессора КИ, занятий по развитию слухового восприятия с КИ. Затем ему рекомендуется в течении 2-х лет приезжать на коррекцию настройки речевого процессора КИ каждые 6 мес. Впоследствии рекомендуется проверять процессор и параметры настройки ежегодно или по мере возникновения каких-либо проблем использования КИ. В настоящее время оборудованием для проверки и настройки процессоров КИ оснащены некоторые региональные сурдологические центры.

Может ли ребенок с КИ пользоваться телефоном?

Пациенты с КИ пользуются телефоном, в том числе и мобильными. Большинство позднооглохших пациентов могут понимать речь по телефону через 1-3 мес. после пользования КИ. Иногда им требуется повторение. Ранооглохшие дети научаются это делать по мере развития у них понимания речи на слух.

Можно ли заниматься спортом после кохлеарной имплантации?

С КИ можно вести обычную жизнь и заниматься спортом, в том числе плаванием, избегая видов спорта, связанных с ударами по голове. Процессор КИ надо оберегать от ударов, влаги, пыли, также как слуховой аппарат. В последних моделях КИ можно плавать, не снимая внешнюю часть, используя обычно при этом специальный чехол.

Можно ли летать на самолете с КИ?

Пациенты могут летать на самолете, рекомендуется выключать процессор КИ, как и другие электронные устройства на время взлета и посадки.

Можно ли проводить медицинские процедуры с КИ?

С КИ можно проводить большинство медицинских процедур – рентген, электрокардиографию (ЭКГ), электроэнцефалографию (ЭЭГ), ультразвуковую диагностику и др. При проведении процедур рекомендуется выключать и снимать внешнюю часть КИ. Есть ограничения для проведения магнитно-резонансной томографии (зависит от модели КИ) и некоторых видов магнитно- и электротерапии. Некоторые современные модели КИ позволяют проводить пациенту магнитно-резонансную томографию, не вынимая магнит имплантированной части. Информацию о проведении медицинских процедур с конкретной моделью КИ предоставляют специалисты центра кохлеарной имплантации. Пациенты с КИ рожают детей как обычные люди.

Где учатся дети с кохлеарными имплантами?

Дети с КИ посещают разные образовательные учреждения. Дети до 3-х лет занимаются в группах раннего развития и группах кратковременного пребывания в массовых и коррекционных детских садах. Дети дошкольного возраста посещают детские сады для детей с нарушенным слухом, логопедические детские сады, массовые детские сады. Дети школьного возраста посещают школы для детей с нарушенным слухом, коррекционные классы в общеобразовательных школах, общеобразовательные школы. Во всех случаях необходимо, чтобы ребенок постоянно носил КИ и регулярно занимался с сурдопедагогом/логопедом развитием слуха и речи с использованием современного «слухового» метода.

Выбор оптимального образовательного учреждения для каждого ребенка зависит от нескольких основных факторов: возраста ребенка, возраста кохлеарной имплантации, уровня развития у него слуховых и речевых навыков, наличия коррекционных учреждений в месте проживания ребенка, наличия у ребенка дополнительных нарушений, участия родителей в слухоречевой реабилитации ребенка. Этот вопрос полезно обсудить со специалистами центра кохлеарной имплантации.

Какая последовательность действий необходима для проведения ребенку операции кохлеарной имплантации?

1) Для проведения ребенку операции кохлеарной имплантации родители ребенка должны обратиться в региональный (городской, областной или краевой) сурдологический центр, где ему должны оформить документы, необходимые для оказания высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП). В случае подтверждения врачом диагноза, при котором рекомендуется кохлеарная имплантация, ребенку оформляются документы для получения талона на оказание ВМП (квота). Врач-сурдолог центра может сам рекомендовать пациенту проведение кохлеарной имплантации.

2) Родители ребенка должны обратиться с документами для получения талона на оказание ВМП в региональный орган управления здравоохранения (департамент/комитет/управление здравоохранения). В некоторых регионах заведующий сурдоцентра сам направляет документы в департамент/комитет здравоохранения.

3) Региональный орган управления здравоохранения на основании этих документов оформляет талон на ВМП, в котором будет определено учреждение для проведения операции. Родители ребенка могут сами выбрать центр, в котором ему будет проведена операция. Для этого они должны написать заявление. Желание родителей/пациента является определяющим.

4) Талон на оказание ВМП размещается на сайте мониторинга высокотехнологичной медицинской помощи, который является единым для орган управления здравоохранения региона и центра кохлеарной имплантации, в котором будет проводиться операция ребенку.

5) Ребенок с родителями приглашается центром кохлеарной имплантации на операцию. При этом необходимо привезти результаты стандартных анализов для проведения хирургической операции (см.раздел «Анализы» для ребенка и сопровождающего). Обычно в центре ребенку проводят несколько дополнительных обследований перед операцией.

6) При отсутствии сурдологического центра и врача-сурдолога по месту проживания ребенка родителям необходимо обратиться к лор-врачу поликлиники для получения информации о порядке оказания высокотехнологичной медицинской помощи в регионе.

7) Родители могут самостоятельно приехать с ребенком в СПб НИИ ЛОР и пройти обследование для решения вопроса о целесообразности проведения кохлеарной имплантации. В этом случае они сами оплачивают расходы за обследование. При подтверждении диагноза, при котором ребенку рекомендуется кохлеарная имплантация, родителям выдается заключение (протокол) о необходимости проведения кохлеарной имплантации. Этот протокол также передается в региональный орган управления здравоохранения, который оформляет документы для оформления талона на ВМП. В части случаев по требованию орган управления здравоохранения необходимо также предоставить дополнительные документы из медицинского учреждения по месту жительства.

Обследование перед кохлеарной имплантацией

Пациентам, которые приглашаются в СПб НИИ ЛОР для дообследования с целью определения показаний к проведению кохлеарной имплантации, необходимо иметь:
результаты КСВП,
данные неврологических исследований для исключения противопоказаний по неврологии (УЗИ сосудов шеи с пробами (поворот головы), нейровизуализацию головного мозга (КТ или МРТ), электроэнцефалографию),
заключение невролога (по результатам проведенных неврологических исследований),
выписку от педиатра (при наличии сопутствующей хронической патологии).
Пациенты должны приехать со слуховыми аппаратами, если таковые используются.

Желательно, чтобы по месту жительства была проведена
тональная аудиометрия,
речевая аудиометрия (для детей старше 7 лет),
консультация психолога,
сурдопедагога (дефектолога),
КТ височных костей (дефектолога),
КТ височных костей (исследование должно быть выполнено на томографе с шириной среза не более 0,6 мм).

В нашем институте в обязательном порядке понадобится консультация сурдолога и сурдопедагога.

В случае неудовлетворительного качества вышеперечисленных исследований, консультаций, они проводятся в ФГБУ « СПб НИИ ЛОР» на платной основе.



Маршрутизация пациентов, нуждающихся в проведении кохлеарной имплантации и в последующей реабилитации в Санкт-Петербурге: взрослые и дети.





В 2009 году Институт вошел в 20-ку мировых центров по восстанолвению слуха, а в 2010 году подтвердил свой уровень вступив в сеть HEARRING.
HEARRING — это сеть крупнейших международных центров кохлеарной имплантации, развивающих и внедряющих самые современные слуховые импланты для лечения тугоухости.
Хирурги общества HEARRING являются ведущими экспертами в восстановлении и сохранении слуха.
Члены HEARRING активно способствуют проведению новых исследований в области слуховых имплантов, совершенствованию клинических процедур и развитию хирургических методик. Членство в сети HEARRING основано на уверенности, что исследования и любые последующие достижения в области слуховых имплантов невозможны без международного сотрудничества и создания единой базы накопленного опыта ведущих медицинских центров по всему миру.
 Санкт-Петербургский НИИ уха, горла, носа и речи: 190013, Санкт-Петербург, ул.Бронницкая, 9, тел. +7(812)676-00-76