28 июня 2017
   ENGLISH PAGE  

Информационно-
образовательная среда


ЗАПИСЬ

РАСПИСАНИЕ

ПРЕЙСКУРАНТ

Реабилитация глухих детей и взрослых после кохлеарной и стволомозговой имплантации

Реабилитация глухих детей и взрослых после кохлеарной и стволомозговой имплантации

Королева И.В.

Королева И.В. Реабилитация глухих детей и взрослых после кохлеарной и стволомозговой имплантации / И.В.Королева. СПб.:КАРО, 2016. Илл. - 872 с.

Королева И.В. Реабилитация глухих детей и взрослых после кохлеарной и стволомозговой имплантации / И.В.Королева. СПб.:КАРО, 2016. Илл. - 872 с.

Книга посвящена современным методам слухоречевой реабилитации глухих детей и взрослых - кохлеарной и стволомозговой имплантации. Представлены все аспекты проблемы – история методов, устройство, принцип работы систем кохлеарной и стволомозговой имплантации, диагностическое обследование и отбор кандидатов на имплантацию, хирургическая операция имплантации, настройка процессора импланта, этапы послеоперационной реабилитации детей и взрослых. Анализируются особенности развития слуха и речи у разных категорий пациентов с кохлеарными и стволомозговыми имплантами: ранооглохших детей раннего, дошкольного, школьного возраста, взрослых, билингвальных и слепоглухих пациентов, детей с комплексными нарушениями, позднооглохших детей и взрослых. Подробно описаны методы развития слуха и речи у глухих детей разного возраста и взрослых. Книга включает речевой материал для развития слухоречевого восприятия у детей и взрослых с имплантами, рекомендации для родителей по развитию слуха и речи у глухих детей раннего возраста в ежедневных ситуациях общения, методики оценки развития слухоречевого восприятия у детей после имплантации. Рассмотрено послеоперационное медицинское и техническое сопровождение пациентов с кохлеарными и стволомозговыми имплантами, организация реабилитации разных групп пациентов.

Книга является уникальным изданием, которое детально рассматривает кохлеарную и стволомозговую имплантацию как систему медицинских, технических и психолого-педагогических мероприятий по реабилитации глухих детей и взрослых.

Предназначена для сурдопедагогов, логопедов, психологов, аудиологов, сурдологов-оториноларингологов и других специалистов, занимающихся реабилитацией детей и взрослых с нарушениями слуха.

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Сокращения, используемые в книге . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
Глава 1. ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗВУКОВ, СЛУХОВАЯ ФУНКЦИЯ
И НАРУШЕНИЯ СЛУХА (краткие сведения) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
1.1. Характеристики звуков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . —
1.2. Особенности распространения звука в пространстве . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
1.3. Слуховая система . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
1.4. Возникновение слуховых ощущений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
1.5. Основные характеристики слуха человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
1.6. Развитие слуховой системы человека в онтогенезе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
1.7. Развитие поведенческих реакций на звуки и речь у детей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
1.7.1. Поведенческие реакции на звуки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . —
1.7.2. Узнавание и понимание значения звуковых сигналов у детей
в предречевой период развития . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
1.7.3. Развитие восприятия слов и знания их значения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
1.8. Оценка слуха . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46
1.9. Нарушения слуха . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48
1.9.1. Кондуктивная тугоухость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
1.9.2. Сенсоневральная тугоухость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50
1.9.3. Ретрокохлеарные нарушения слуха . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54
1.9.4. Центральные расстройства слуха . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56
1.10. Методы реабилитации людей с нарушениями слуха . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
1.10.1. Медицинские методы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
1.10.2. Технические методы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60
1.10.3. Психолого#педагогические методы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66
Глава 2. СИСТЕМЫ СЛУХОВОЙ ИМПЛАНТАЦИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69
2.1. Сущность кохлеарной имплантации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . —
2.2. Краткая история метода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71
2.3. Устройство и принцип работы кохлеарного импланта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74
2.4. Характеристики кохлеарных имплантов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79
2.5. Перспективы развития систем кохлеарной имплантации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89
2.6. Бинауральная кохлеарная имплантация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93
2.7. Стволомозговые слуховые импланты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95
4 Оглавление
Глава 3. ОТБОР КАНДИДАТОВ НА КОХЛЕАРНУЮ ИМПЛАНТАЦИЮ . . . . . . . . . . 98
3.1. Медицинское обследование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . —
3.1.1. Цели, задачи, методы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . —
3.1.2. Аудиологическое обследование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 101
3.1.3. Ренгенологические исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 108
3.1.4. Общие и специальные клинические исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 111
3.2. Сурдопедагогическое и психологическое обследование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113
3.2.1. Позднооглохшие (постлингвальные) взрослые и дети . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114
3.2.2. Ранооглохшие (долингвальные) дети и взрослые . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 120
3.2.3. Оценка перспективности использования кохлеарного импланта . . . . . . . . . 136
3.2.4. Сурдопедагогическое заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 158
3.3. Оценка результатов комплексного диагностического обследования и отбор
пациентов на кохлеарную и стволомозговую имплантацию . . . . . . . . . . . . . . . . . . 159
3.3.1. Показания и противопоказания для проведения
кохлеарной имплантации (критерии отбора пациентов) . . . . . . . . . . . . . . . . 160
3.3.2. Показания для проведения стволомозговой слуховой имплантации . . . . . 163
3.3.3. Выбор уха для проведения операции имплантации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . —
Глава 4. ОПЕРАЦИЯ КОХЛЕАРНОЙ И СТВОЛОМОЗГОВОЙ
СЛУХОВОЙ ИМПЛАНТАЦИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 166
4.1. Хирургическая операция кохлеарной имплантации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . —
4.2. Период восстановления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 171
4.3. Осложнения при операции кохлеарной имплантации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 173
4.4. Реимплантация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 174
4.5. Хирургическая операция стволомозговой слуховой имплантации . . . . . . . . . . . . 175
Глава 5. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
СЛУХОРЕЧЕВОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПАЦИЕНТОВ С КОХЛЕАРНЫМИ
И СТВОЛОМОЗГОВЫМИ ИМПЛАНТАМИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 179
5.1. Что необходимо, чтобы человек слышал,
понимал речь и использовал ее для общения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 179
5.2. Чему надо учить позднооглохших пациентов с кохлеарным имплантом . . . . . . . 181
5.2.1. Как позднооглохшие взрослые пациенты воспринимают речь
и окружающие звуки с КИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 181
5.2.2. Почему человек с кохлеарным имплантом слышит звуки и речь
по#другому и как научить его понимать речь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 185
5.3. Чему надо учить ранооглохших детей и взрослых с кохлеарным имплантом . . . 188
5.3.1. Развитие речи у детей с нормальным и нарушенным слухом . . . . . . . . . . . —
5.4. «Слуховой» метод развития речи глухих детей
после кохлеарной имплантации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 192
5.5. Реабилитация ранооглохших подростков и взрослых,
владеющих связной речью . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 211
5.6. Слухоречевая реабилитация ранооглохших детей
и взаимодействие различных компонентов языка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 213
Оглавление 5
Глава 6. НАСТРОЙКА ПРОЦЕССОРА КОХЛЕАРНОГО
И СТВОЛОМОЗГОВОГО ИМПЛАНТОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 216
6.1. Общие сведения о настройке процессора кохлеарного импланта . . . . . . . . . . . . . . —
6.1.1. Основные понятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . —
6.1.2. Первичная настройка процессора КИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 217
6.1.3. Использование объективных методов при настройке процессора КИ . . . . . 224
6.1.4. Последующие сессии настройки процессора,
перенастройка процессора КИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 229
6.2. Настройка процессора кохлеарного импланта
у позднооглохших взрослых и детей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 232
6.3. Настройка процессора кохлеарного импланта у маленьких детей . . . . . . . . . . . . . 240
6.3.1. Первичная настройка процессора кохлеарного импланта . . . . . . . . . . . . . . . 241
6.3.2. Последующие сессии настройки процессора кохлеарного импланта . . . . . 246
6.4. Настройка процессора кохлеарного импланта у детей старшего дошкольного
и школьного возраста с врожденной глухотой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 248
6.5. Контроль правильности настройки процессора кохлеарного импланта . . . . . . . . . 249
6.6. Настройка процессоров КИ при бинауральной (билатеральной)
имплантации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 256
6.7. Кохлеарный имплант и слуховой аппарат . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 257
6.8. Настройка процессора у пациентов со стволомозговыми имплантами . . . . . . . . . 261
Глава 7. СЛУХОРЕЧЕВАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ПОЗДНООГЛОХШИХ
ДЕТЕЙ/ВЗРОСЛЫХ И РАНООГЛОХШИХ ДЕТЕЙ/ВЗРОСЛЫХ
С ПРОГРЕССИРУЮЩИМ СНИЖЕНИЕМ СЛУХА И СВЯЗНОЙ РЕЧЬЮ . . . . . . 264
7.1. Восстановление/развитие восприятия речи и окружающих звуков
с кохлеарным имплантом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . —
7.1.1. Цели, задачи и направления работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . —
7.1.2. Правила тренировки слухового восприятия
с кохлеарным имплантом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 267
7.1.3. Основной этап слухоречевой реабилитации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 270
7.1.4. Этап совершенствования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 322
7.1.5. Динамика восстановления/развития восприятия речи и окружающих
звуков с кохлеарным имплантом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 323
7.1.6. Особенности слухоречевой реабилитации позднооглохших детей
и подростков с кохлеарным имплантом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 326
7.1.7. Восстановление/развитие восприятия речи с кохлеарным имплантом
у билингвальных пациентов и пациентов, говорящих на иностранном
языке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 327
7.1.8. Восстановление/развитие восприятия речи с кохлеарным имплантом
у слепоглухих пациентов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 328
7.1.9. Особенности коррекционной работы с пациентами
со стволомозговыми слуховыми имплантами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 329
7.2. Коррекция нарушений произношения и голоса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 331
7.3. Психологическая помощь пациенту и его близким . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 333
6 Оглавление
Глава 8. СЛУХОРЕЧЕВАЯ АБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И МЛАДШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С КОХЛЕАРНЫМ
И СТВОЛОМОЗГОВЫМ ИМПЛАНТАМИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 338
8.1. Цели, задачи, направления, методы абилитации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . —
8.1.1. Различия в развитии глухих детей младшего возраста с КИ
и со слуховым аппаратом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 340
8.1.2. Отличие методов и приемов развития речи, используемых
для глухих детей младшего возраста с кохлеарным имплантом,
от методов для детей со слуховыми аппаратами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 346
8.1.3. Условия, необходимые для спонтанного развития слуха и речи у детей
с кохлеарным имплантом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 354
8.1.4. Основные закономерности овладения речью детьми раннего и младшего
дошкольного возраста с кохлеарным имплантом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 355
8.2. Развитие коммуникативных навыков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 363
8.2.1. Доречевые коммуникативные навыки у детей раннего возраста
с нормальным и нарушенным слухом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . —
8.2.2. Развитие предречевых навыков общения у малышей с КИ/СМСИ . . . . . . . 367
8.3. Развитие слухового восприятия неречевых звуков и речи у ребенка с КИ . . . . . 375
8.3.1. Развитие остаточного слуха у ребенка
со слуховым аппаратом до операции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 375
8.3.2. Развитие слухового восприятия у ребенка
после подключения процессора КИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 376
8.3.3. Начальный этап слухоречевой реабилитации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 394
8.3.4. Подведение итогов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 399
8.4. Развитие произносительных навыков и устной речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 400
8.4.1. Что нужно для того, чтобы ребенок заговорил . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . —
8.4.2. Развитие произносительных навыков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 403
8.4.3. Развитие устной речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 439
8.4.4. Подведение итогов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 441
8.5. Развитие языковой системы (системы родного языка) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 442
8.5.1. Основные подходы к развитию языковой системы у малышей с КИ . . . . . 443
8.5.2. Примерный список слов, которые ребенок раннего возраста
должен знать после 12–18 мес. использования кохлеарного импланта . . . 449
8.5.3. Реабилитация особых групп детей после слуховой имплантации . . . . . . . . 450
8.6. Развитие мышления, других психических функций и двигательных навыков . . . . 457
8.6.1. Значение умения хорошо двигаться и думать
для развития понимания речи и собственной речи у ребенка с КИ . . . . . . . —
8.6.2. Развитие моторики, зрительного восприятия, мышления в процессе
действий ребенка с предметами и ознакомления с окружающим миром
во время занятий с педагогом и дома с родителями . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 460
8.7. Коррекционно-развивающие занятия с ребенком раннего возраста
в начальный период использования КИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 468
8.7.1. Примерный сценарий коррекционно-развивающих занятий
с ребенком раннего возраста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 471
8.7.2. Игры/упражнения для детей со слуховым опытом
и функциональной речью . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 490
Оглавление 7
8.8. Психологическая помощь. Роль родителей и близких . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 495
8.8.1. Дооперационный этап . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . —
8.8.2. После операции кохлеарной имплантации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 501
8.8.3. Помощь в организации реабилитации ребенка по месту жительства . . . . . 503
8.9. Рекомендации для родителей по развитию слуха, речи, навыков общения
и мышления у маленьких детей с КИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . —
8.9.1. Помогаем ребенку пользоваться своим слухом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 504
8.9.2. Как разговаривать с малышом, который вас не понимает
и пока не всегда слушает . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 506
8.9.3. Как понять, что он пытается сказать . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 508
8.9.4. Поем вместе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 510
8.9.5. Ситуации, игры и упражнения по развитию у ребенка умения слышать,
понимать речь и говорить . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 512
8.9.6. Обычные предметы, которые можно использовать
для обучения ребенка младшего возраста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 544
Глава 9. СЛУХОРЕЧЕВАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ РАНООГЛОХШИХ ШКОЛЬНИКОВ
И ВЗРОСЛЫХ С ОГРАНИЧЕННЫМ СЛУХОВЫМ ОПЫТОМ
И НИЗКИМ УРОВНЕМ ЯЗЫКОВОГО РАЗВИТИЯ
ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 548
9.1. Методические подходы к организации реабилитации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . —
9.2. Особенности коррекционной работы с ранооглохшими школьниками
и взрослыми с низким уровнем языкового развития . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 552
9.3. Особенности коррекционной работы с ранооглохшими пациентами
с неразвитым остаточным слухом, пользующимися жестовой речью . . . . . . . . . . 558
9.4. Начальный этап слухоречевой реабилитации. Сценарий первых занятий . . . . . . 563
9.5. Последующая слухоречевая реабилитация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 574
9.5.1. Развитие слухового восприятия с кохлеарным имплантом . . . . . . . . . . . . . . —
9.5.2. Развитие языковой системы (системы родного языка) . . . . . . . . . . . . . . . . . 576
9.5.3. Развитие устной речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 582
9.5.4. Развитие мышления, других психических функций, двигательных
навыков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 598
9.5.5. Психологическая поддержка пациента и его близких . . . . . . . . . . . . . . . . . . 599
Глава 10. ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ СЛУХОРЕЧЕВОГО ВОСПРИЯТИЯ
У ПАЦИЕНТОВ СО СЛУХОВЫМИ ИМПЛАНТАМИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 602
10.1. Оценка слухоречевого восприятия у позднооглохших пациентов . . . . . . . . . . . —
10.2. Оценка развития слуха и речи у детей раннего возраста . . . . . . . . . . . . . . . . . . 603
10.2.1. Оценка слуховых реакций ребенка во время занятия с сурдопедагогом . . . . . . . . 604
10.2.2. Анкета для родителей «Оценка слухового поведения детей
раннего возраста» (LittlEARS) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 608
10.3. Оценка развития слуха и речи у ранооглохших детей дошкольного
и школьного возраста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 613
10.3.1. Батарея тестов «Оценка слухоречевого развития детей
с кохлеарными имплантами» (EARS) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 614
8 Оглавление
10.3.2. Оценка развития фонематического слуха и слухоартикуляторного
контроля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 656
10.3.3. Оценка объема кратковременной слухоречевой памяти . . . . . . . . . . . . . . . . 657
10.3.4. Оценка развития языковой системы и устной речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 659
10.3.5. Интегральная оценка развития слухового/слухоречевого восприятия
и устной речи у детей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 659
10.3.6. Особенности оценки результатов кохлеарной имплантации
у детей с комплексными нарушениями . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 660
10.4. Подведение итогов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 661
Глава 11. ОРГАНИЗАЦИЯ РЕАБИЛИТАЦИИ ПАЦИЕНТОВ
СО СЛУХОВЫМИ ИМПЛАНТАМИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 663
11.1. Многоуровневая система организации реабилитации пациентов . . . . . . . . . . . . —
11.2. Организация коррекционной поддержки и обучения детей . . . . . . . . . . . . . . . . 669
11.2.1. Коррекционная поддержка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 670
11.2.2. Обучение детей с кохлеарными/стволомозговыми имплантами . . . . . . . . 672
11.3. Техническое сопровождение пациентов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 684
11.3.1. Эксплуатация слухового импланта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . —
11.3.2. Кохлеарный имплант и FM#системы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 685
11.4. Сурдологическая и неврологическая помощь пациентам . . . . . . . . . . . . . . . . . . 689
11.5. Меры предосторожности для пациентов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 690
11.5.1. Общие меры предосторожности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . —
11.5.2. Бытовые ситуации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 691
11.5.3. Статическое электричество и электроприборы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 692
11.5.4. Медицинские процедуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 694
11.5.5. Занятия спортом, игры, досуг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 696
11.6. Кохлеарная имплантация и сообщество глухих . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 697
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 698
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 703
Словарь основных терминов и понятий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 715
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложения к главе 3 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 726
Приложение 3.1. Вопросы, наиболее часто задаваемые пациентами —
кандидатами на слуховую имплантацию, и краткие ответы на них . . . . . . —
Приложение 3.2. Карта анамнеза позднооглохшего пациента —
кандидата на кохлеарную/стволомозговую имплантацию . . . . . . . . . . . . . . . 732
Приложение 3.3. Карта анамнеза ребенка — кандидата
на кохлеарную/стволомозговую имплантацию
(ранний и дошкольный возраст) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 736
Приложение 3.4. Карта анамнеза пациента — кандидата
на кохлеарную/стволомозговую имплантацию
(ранооглохшие дети школьного возраста, взрослые) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 745
Оглавление 9
Приложение 3.5. Договор-обязательства с родителями о подготовке
и проведении слухоречевой реабилитации ребенка —
кандидата на кохлеарную/стволомозговую имплантацию . . . . . . . . . . . . . . . 752
Приложения к главе 6 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 753
Приложение 6.1. Подготовка ребенка к настройке речевого про цессора
кохлеарного импланта(инструкция для педагогов и родителей) . . . . . . . . . —
Приложение 6.2. Анкета для сурдопедагога и родителей,
которую они заполняют перед визитом к аудиологу
для коррекции настройки процессора КИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 760
Приложение 6.3. Рекомендации по адаптации ко второму кохлеарному импланту
при последовательной бинауральной имплантации (в СПб НИИ ЛОР) . . . . 761
Приложение 6.4. Рекомендации по адаптации ребенка к совместному
использованию кохлеарного импланта и слухового аппарата . . . . . . . . . . . 763
Приложения к главе 7 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 765
Приложение 7.1. Речевой материал для тренировки слухоречевого
восприятия слов у поздно оглохших и ранооглохших пациентов,
владеющих связной речью . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . —
Приложение 7.2. Речевой материал по развитию восприятия предложений . . . . . 779
Приложение 7.3. Речевой материал для тренировки восприятия слитной речи
у поздно оглохших пациентов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 787
Приложение 7.4. Речевой материал для развития опознавания звуков речи . . . . 793
Приложение 7.5. Речевой материал для развития восприятия текстов
у детей старшего дошкольного и школьного возраста . . . . . . . . . . . . . . . . . . 827
Приложения к главе 8 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 833
Приложение 8.1. Памятка для родителей по обучению детей слышать
с КИ в начальный период . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . —
Приложение 8.2. Двигательные, слуховые, коммуникативные,
языковые и речевые навыки ребенка в возрасте от 1 года до 5 лет . . . . . . . 836
Приложение 8.3. Пособия, необходимые для развития у детей слухоречевого
восприятия, устной речи, языка, познавательных навыков . . . . . . . . . . . . 841
Приложение 8.4. План занятий для самостоятельной работы родителей
с детьми с КИ младшего возраста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 842
Приложения к главе 9 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 845
Приложение 9.1. Речевой материал для развития слухоречевого восприятия
с КИ у ранооглохших школьников/взрослых с низким уровнем
языкового развития . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 845
Приложение 9.2. Упражнения для тренировки слухоречевой памяти . . . . . . . . . . 851
Приложение к главе 10. Иллюстративный материал к батарее тестов EARS . . . . . . . . 853


Запись на консультацию к неврологам, психологам, логопедам, психиатру по телефону (812)316-50-12
Запись к сурдологам по телефону (812)676-00-76
Электронная почта: 2logo@mail.ru
Адрес: 190013, Санкт-Петербург, ул.Бронницкая, д.9 (ст.м.Технологический институт)


 Санкт-Петербургский НИИ уха, горла, носа и речи: 190013, Санкт-Петербург, ул.Бронницкая, 9, тел. +7(812)676-00-76