11 декабря 2017
   ENGLISH PAGE  


ЗАПИСЬ

РАСПИСАНИЕ



Сведения об образовательной деятельности

Информационно-
образовательная среда




Поделись страницей:

   Мы на Facebook

Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых

Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых
(Электродное протезирование слуха)

Королева И.В.

УДК 616+376
К 68

Королева И.В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых (электродное протезирование слуха)/ И.В.Королева. СПб.: КАРО, 2009. Илл.77.-752 с.

Рецензенты:

Г.Н.Пенин,

д-р пед.наук, проф., заведующий кафедры сурдопедагогики РГПУ им.А.И.Герцена

А.И.Лопотко

д-р мед. наук, профессор проблемной лаборатории по реабилитации слуха и речи С.-Петербургского ГМУ им.И.П.Павлова,

Королева И.В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых (электродное протезирование слуха)/ И.В.Королева. СПб.: КАРО, 2009. Илл.77.-752 с.

Книга посвящена кохлеарной имплантации (электродное протезирование слуха) – современному высокотехнологичному методу слухоречевой реабилитации глухих детей и взрослых. Представлены все аспекты проблемы – история метода, устройство, принцип работы систем кохлеарной имплантации, диагностическое обследование и отбор кандидатов на имплантацию, хирургическая операция имплантации, настройка речевого процессора кохлеарного импланта, закономерности и этапы слухоречевой реабилитации у детей и взрослых. Подробно описана послеоперационная слухоречевая реабилитация разных категорий пациентов: позднооглохших детей и взрослых, ранооглохших детей раннего, дошкольного, школьного возраста и взрослых, билингвальных и слепоглухих пациентов. Описаны методы развития слуха и речи у глухих детей разного возраста и взрослых после кохлеарной имплантации. Книга включает речевой материал для развития слухоречевого восприятия у детей и взрослых с кохлеарным имплантом, рекомендации для родителей по развитию слуха и речи у глухих детей раннего возраста в ежедневных ситуациях общения, методики оценки развития слухового восприятия у детей после имплантации. Рассмотрены вопросы послеоперационного медицинского и технического сопровождения пациентов с кохлеарными имплантами.

Книга является первым и уникальным изданием на русском языке, которое детально рассматривает кохлеарную имплантацию как систему медицинских, технических и психолого-педагогических мероприятий по реабилитации глухих детей и взрослых.

Предназначена для сурдопедагогов, логопедов, психологов, аудиологов, сурдологов-оториноларингологов и других специалистов, занимающихся реабилитацией детей и взрослых с нарушениями слуха.

© Королева И.В.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.

Глава 1. Характеристики звуков, слуховая функция и нарушения слуха  (краткие сведения).

1.1. Характеристики звуков           .

1.2. Особенности распространения звука в пространстве.

1.3. Слуховая система.

1.4. Возникновение слуховых ощущений.

1.5. Основные характеристики слуха человека.

1.6. Развитие слуховой системы человека в онтогенезе.

1.7.  Развитие поведенческих реакций на звуки и речь у детей .

1.8. Оценка слуха.

1.9. Нарушения слуха.

1.10. Методы реабилитации людей с нарушениями слуха.

 

Глава 2. Системы кохлеарной имплантации.

2.1. Сущность кохлеарной имплантации.

2.2. Краткая история метода.

2.3. Устройство и принцип работы кохлеарного импланта.

2.4. Характеристики кохлеарных имплантов.

2.5. Перспективы развития систем кохлеарной имплантации.

2.6. Бинауральная кохлеарная имплантация.

 

ГЛАВА 3. Отбор кандидатов на кохлеарную имплантацию.

3.1. Медицинское обследование.

3.2. Сурдопедагогическое обследование пациентов-кандидатов на кохлеарную имплантацию.

3.3. Оценка перспективности использования кохлеарного импланта.

3.4. Оценка результатов диагностического обследования и отбор кандидатов на кохлеарную имплантацию.

 

ГЛАВА 4. ОПЕРАЦИЯ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ.

4.1. Хирургическая операция.

4.2. Осложнения при операции кохлеарной имплантации.

4.3. Период восстановления.

4.4. Реимплантация.

 

Глава 5. Психофизиологические и психолингвистические основы слухоречевой реабилитации пациентов с кохлеарным имплантом.

5.1. Что необходимо, чтобы человек слышал, понимал речь и использовал ее для общения.

5.2. Чему надо учить позднооглохших пациентов с кохлеарным имплантом?

5.3. Чему надо учить ранооглохших детей и взрослых с кохлеарным имплантом?

5.4. Подведем итоги

 

Глава 6. Настройка речевого процессора кохлеарного импланта.

    

6.1. Общие сведения о подключении, программировании и настройке речевого процессора кохлеарного импланта.

6.2. Настройка речевого процессора кохлеарного импланта у позднооглохших взрослых и детей.

6.3. Настройка речевого процессора кохлеарного импланта у маленьких детей.

6.4. Настройка речевого процессора кохлеарного импланта у детей

с врожденной глухотой старшего дошкольного и школьного возраста.

6.5. Контроль правильности настройки речевого процессора кохлеарного импланта.

6.6. Настройка процессора КИ при бинауральной кохлеарной имплантации.

 

Глава 7. Слухоречевая реабилитация позднооглохших детей/взрослых и ранооглохших детей/взрослых с прогрессирующим снижением слуха и связной речью.

 

7.1. Восстановление/развитие восприятия речи и окружающих звуков с кохлеарным имплантом.

7.2. Коррекция нарушений произношения и голоса.

7.3. Психологическая помощь пациенту и его близким.

 

Глава 8. Слухоречевая реабилитация детей раннего и младшего дошкольного возраста с кохлеарным имплантом.

8.1. Цели, задачи, направления и методы абилитации.

8.2. Развитие коммуникативных навыков.

8.3. Развитие слухового восприятия неречевых звуков и речи с помощью кохлеарного импланта.

 

8.3.1. Развитие остаточного слуха со слуховым аппаратом до операции.

8.3.2. Развитие слухового восприятия у ребенка после подключения процессора КИ.

·               Что значит научить ребенка слышать с кохлеарным имплантом?

·               Ключевые этапы развития слухового восприятия у ребенка с КИ.

·               Динамика развития слухового восприятия с кохлеарным имплантом у разных групп детей младшего возраста.

·               Развитие восприятия неречевых звуков окружающей среды.

·               Развитие восприятия слов, предложений, понимания речи.

·               Использование музыки для развития слухового восприятия.

 

8.3.3. Начальный этап слухоречевой реабилитации.

8.3.3.1. Основные цели начального этапа слухоречевой реабилитации детей младшего возраста.

8.3.3.2. Адаптация ребенка к процессору КИ и обучение родителей контролю работоспособности КИ.

8.3.3.3. Примерный сценарий занятий с ребенком 1,5-4 лет на начальном этапе слухоречевой реабилитации с кохлеарным имплантом.

·               Приветствие малыша педагогом и педагога малышом и мамой.

·               Игра с барабаном.

·               Игра с шумящими баночками.

·               Игра «волшебный мешочек».

·               Игра в укладывание игрушек спать.

·               Использование случайных ситуаций на занятии.

·               Игра в «ку-ку».

·               Игра в сказку «Теремок».

·               Учим малыша условно-рефлекторной реакции на звук.

·               Надоело слушать! Я устал.

·               Учим малыша различать и узнавать 2  и более звуков.

·               Учим малыша различать качества звуков «тихий-громкий», «один-много», «длинный-короткий».

·               Родные лица.

·               Использование музыки для развития слуха.

·               Как вызывать голосовые реакции и звукоподражания у неговорящего малыша.

8.3.3.4. Игры- упражнения для детей со слуховым опытом и функциональной речью

8.3.4. Особенности развития слухового восприятия у слепоглухих детей, детей глухих родителей, детей со слуховой нейропатией, аномалией улитки и гипоплазией слухового нерва.

8.3.5. Подведем итоги.

8.4. Развитие произносительных навыков и устной речи.

8.4.1. Что нужно для того, чтобы ребенок заговорил?

8.4.2. Развитие произносительных навыков.

8.4.2.1. Дооперационный этап.

8.4.2.2. После подключения речевого процессора кохлеарного импланта.

·   Общий подход к развитию устной речи у малышей с кохлеарным имплантом на начальных этапах его использования.

·  Вызывание звучания голоса и звуков речи.

·  Артикуляционная гимнастика и массаж.

·   Развитие речевого дыхания и голоса.

·   Развитие интонационно-ритмической структуры речи.

·   Развитие голосового контроля.

·   Использование чтения в развитии произносительных навыков.

8.4.3. Развитие устной речи.

·         Развитие устной речи как средства общения.

·         Как помочь развитию у ребенка диалоговой речи.

8.4.4. Подведем итоги.

8.5. Развитие языковой системы (системы родного языка).

8.6. Развитие  мышления, других психических  функций и двигательных навыков.

8.7. Психологическая помощь. Роль родителей и близких ребенка.

8.8. Рекомендации для родителей по развитию слуха, речи, навыков общения и познавательной активности у маленьких детей с КИ.

8.8.1. Как помочь ребенку пользоваться своим слухом

8.8.2. Как разговаривать с малышом, который вас не понимает и пока не всегда слушает?

8.8.3. Как понять, что он пытается мне сказать?

8.8.4. Поем вместе

8.8.5. Ситуации, игры и упражнения для развития у ребенка умения слышать, понимать речь и говорить.

·         Учимся слушать

·         Учимся понимать первые слова

·         Учимся искать звук

·         Учимся искать звук на расстоянии

·         Учимся различать и узнавать звуки с разной громкостью и темпом

·         Учимся слушать речь и говорить

·         Учимся управлять голосом

·         Развиваем речевое дыхание

·         Учимся узнавать и имитировать звукоподражания

·         Учимся использовать речь в ежедневных бытовых ситуациях

8.8.6. Предметы домашнего окружения, которые могут быть использованы в обучении ребенка младшего возраста

 

Глава 9. Слухоречевая реабилитация ранооглохших детей старшего дошкольного и школьного возраста, подростков и взрослых с кохлеарным имплантом.

 

9.1. Методические подходы и организация реабилитации.

9.2. Особенности коррекционной работы с ранооглохшими школьниками и взрослыми с низким уровнем языкового развития.

9.3. Особенности коррекционной работы с ранооглохшими пациентами с неразвитым остаточным слухом и пользующихся жестовой речью.

9.4. Начальный этап слухоречевой реабилитации. Сценарий первых занятий.

9.5. Последующая слухоречевая реабилитация.

9.5.1. Развитие слухового восприятия с кохлеарным имплантом.

9.5.2. Развитие языковой системы (системы родного языка).

9.5.3. Развитие устной речи.

9.5.3.1. Коррекция произносительных характеристик речи.

9.5.3.2. Развитие навыков речевого общения.

9.5.4. Развитие  мышления, других  психических  функций и двигательных навыков.

9.5.5. Психологическая  поддержка пациента и его близких.

 

Глава 10. Оценка развития слухоречевого восприятия у пациентов с кохлеарным имплантом.

10.1. Позднооглохшие пациенты.

10.2. Оценка развития слуха и речи у детей раннего возраста.

  • Оценка слуховых реакций ребенка во время занятия с сурдопедагогом.
  • Анкета для родителей «Оценка слухового поведения детей раннего возраста» (LittlEARS).

10.3. Оценка развития слуха и речи у ранооглохших детей дошкольного и школьного возраста с кохлеарными имплантами.

10.3.1. Батарея тестов «Оценка слухоречевого развития детей с кохлеарными имплантами EARS».

10.3.2. Оценка развития фонематического слуха.

10.3.3. Оценка кратковременной слухоречевой памяти.

10.3.4. Уровни развития слухового/слухоречевого восприятия и устной речи.

у детей с кохлеарным имплантом. Интегральная экспертная оценка.

10.4. Подведем итоги.

 

Глава 11. Медицинское и техническое сопровождение пациентов с кохлеарным имплантом. Проблемы интеграции и общество глухих.

11.1. Сурдологическая и неврологическая помощь пациентам с кохлеарным имплантом.

11.2. Техническое сопровождение пациентов с кохлеарным имплантом.

11.3. Меры предосторожности для пациентов с кохлеарными имплантами.

Общие меры предосторожности.

Бытовые ситуации.

Медицинские противопоказания.

Занятия спортом, игры, досуг.

11.4. Кохлеарный имплант и слуховой аппарат.

11.5. Кохлеарный имплант и FM – системы (системы «учитель-ученик»).

11.6. Кохлеарная имплантация, интеграция и общество глухих.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

ЛИТЕРАТУРА.

ПРИЛОЖЕНИЯ.

ПРИЛОЖЕНИЕ К ГЛАВЕ 3.

Приложение 3.1. Вопросы, наиболее часто задаваемые пациентами-кандидатами на кохлеарную имплантацию, и краткие ответы на них .

Приложение 3.2. Карты обследования поздноглохшего пациента-кандидата на кохлеарную имплантацию.

Приложение 3.3. Карты обследования ребенка-кандидата на кохлеарную имплантацию (дошкольный возраст).

Приложение 3.4. Карты обследования пациента- кандидата на кохлеарную имплантацию (ранооглохшие дети школьного возраста и взрослые) .

Приложение 3.5. Договор-обязательство с родителями о подготовке и проведении слухоречевой реабилитации ребенка-кандидата на кохлеарную имплантацию.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ К ГЛАВЕ 7.

Приложение 7.1. Речевой материал для тренировки слухоречевого восприятия слов у позднооглохших и ранооглохших пациентов, владеющих связной речью.

Приложение 7.2. Речевой материал по развитию восприятия предложений.

Приложение 7.3. Речевой материал для тренировки восприятия слитной речи у позднооглохших пациентов.

Приложение 7.4. Речевой материал для развития опознавания звуков речи у пациентов с кохлеарным имплантом.

Приложение 7.5. Речевой материал для развития восприятия текстов у позднооглохших детей старшего дошкольного и школьного возраста.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ К ГЛАВЕ 8.

Приложение 8.1. Памятка для родителей по обучению детей слышать с КИ в начальный период.

Приложение 8.2. Двигательные, слуховые, коммуникативные, языковые и речевые навыки ребенка в возрасте от 1 года до 5-ти лет.

Приложение 8.3. Пособия, необходимые для развития слухоречевого восприятия, устной речи, языкового развития, когнитивных навыков у детей.

Приложение 8.4. План занятий для самостоятельной работы родителей с детьми младшего возраста с КИ.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ К ГЛАВЕ 9.

Приложение  9.1. Речевой материал для развития слухоречевого восприятия с КИ у ранооглохших школьников/взрослых с низким уровнем языкового развития.

Приложение  9.2. Упражнения для тренировки слухоречевой памяти.

ПРИЛОЖЕНИЕ К ГЛАВЕ 10.

Иллюстративный материал к батарее тестов EARS.

 

 

 


Получить информацию о кохлеарной имплантации можно по телефону/факсу (812) 317-84-42
электронной почте: spbniilor@gmail.com

Адрес: 190013, Санкт-Петербург, ул.Бронницкая, д.9, Комиссия по ВМП (ст.м.Технологический институт)


 Санкт-Петербургский НИИ уха, горла, носа и речи: 190013, Санкт-Петербург, ул.Бронницкая, 9, тел. +7(812)676-00-76