22 августа 2017
   ENGLISH PAGE  


ЗАПИСЬ

РАСПИСАНИЕ



Сведения об образовательной деятельности

Информационно-
образовательная среда




Поделись страницей:

Реабилитация после кохлеарной имплантации

Помощь детям с нарушением слуха :
Руководство для родителей и специалистов

Королева И.В.

Королева, Инна Васильевна. Помощь детям с нарушением слуха : Руководство для родителей и специалистов / И. В. Королева. — Санкт-Петербург : КАРО, 2016. — 304 с. : ил. — (Специальная педагогика). ISBN 978-5-9925-1130-7.

Помощь детям с нарушением слуха : Руководство для родителей и специалистов / И.В.Королева. — Санкт-Петербург : КАРО, 2016. — 304 с. : ил. — (Специальная педагогика).
ISBN 978-5-9925-1130-7.

Эта книга должна стать настольной для всех специалистов, которые имеют дело с детьми с нарушением слуха — врачей разного профиля (оториноларингологов, сурдологов, педиатров, неврологов), сурдопедагогов, логопедов, психологов, и конечно, для родителей таких детей. От этих людей зависит будущее ребенка с нарушенным слухом, поэтому они должны знать, какие огромные возможности сегодня есть, чтобы ему помочь, знать, что и как делать. И крайне важно понимать, что своевременность этой помощи является ключевым фактором эффективной реабилитации плохослышащего ребенка. Раньше врачи часто определяли, что ребенок плохо слышит, когда ему было уже 2–3 года. Сейчас эту патологию можно выявить уже в роддоме, а значит, очень рано помочь малышу! Как и при любом заболевании, чем раньше оказывается помощь, тем выше ее эффективность. Теперь мы знаем: страшно не то, что ребенок не слышит, страшно то, что в его мозг не поступают звуки и речь. Слышать речь необходимо, чтобы воспринимать информацию, говорить, общаться с окружающими людьми, учиться, чтобы развивалось мышление. Речь важна и для воспитания ребенка: она помогает ему научиться понимать, что хорошо, а что плохо, что можно, а что нельзя. Поэтому даже небольшое снижение слуха у малыша приводит к задержке и нарушению его речевого и интеллектуального развития. Но сегодня благодаря слуховым аппаратам, кохлеарным и стволомозговым имплантам даже глухие дети могут слышать звуки и речь, а, значит, у них появляется возможность нормально развиваться.

Очень ранний возраст выявления нарушения слуха и то, что до трех лет малыш проводит основную часть времени в семье, общаясь с близкими, определяет изменение методов помощи детям с нарушенным слухом. Если при традиционных подходах сурдопедагог занимался только с ребенком, то современный подход является семейно-центрированным, при котором сурдопедагог оказывает поддержку семье и ребенку как члену семьи.

Раннее выявление нарушения слуха у ребенка требует от сурдопедагогов владения навыками коррекционно-развивающей работы с очень маленькими детьми. Родители, узнав, что их ребенок плохо слышит, испытывают состояние шока и хотят получить ответы на множество вопросов: «Почему ребенок плохо слышит? Можно ли его вылечить? Как помочь ребенку? Как с ним общаться? Можно ли научить его говорить? Где он будет учиться?». Поэтому психологическая поддержка родителей является важнейшей составляющей современного подхода к реабилитации. Она включает формирование у родителей уверенности в общении со своим ребенком, способности самостоятельно принимать информированные решения, связанные с их ребенком, а также навыков развития у ребенка умения слушать, понимать речь и говорить с помощью слуховых аппаратов и кохлеарных имплантов, прежде всего, в повседневных ситуациях и во время совместных игр.

Книга написана на основании многолетнего опыта работы с родителями и специалистами в одном из ведущих европейских центров кохлеарной имплантации - Санкт-Петербургском НИИ уха, горла, носа и речи. Этот опыт показывает, что родители нуждаются в ответах на самые разные вопросы: о методах диагностики, реабилитации, слухопротезирования, специальном и инклюзивном обучении детей с нарушенным слухом, психологических и социальных проблемах, с которыми сталкиваются родители детей. В книге приведены и важные практические советы: как научить ребенка слышать в слуховых аппаратах, говорить, общаться с окружающими, как его правильно воспитывать и многое другое.

Книга также полезна для подготовки будущих сурдопедагогов, логопедов, коррекционных психологов, так как позволяет сформировать у студентов целостное представление о системе помощи детям с нарушением слуха.

В книге рассказывается о современных возможностях помощи детям с нарушением слуха. Описываются медицинские, технические, психоло го-педагогические методы реа- билитации детей с нарушением слуха. Рассматриваются причины и методы диагностики нарушений слуха у детей. Представлена информация о слуховых аппаратах, кохлеарных и стволомозговых имплан- тах, особенностях слухопротезирования детей, методах обучения слабослышащих и глухих детей, социальных и психологических вопросах их реабилитации. Описывается слуховой метод развития речи у детей с нарушением слуха. Он предполагает раннюю диагностику и слухопротезирование, ранние коррекционно-разви ваю щие занятия, психологическую под- держку родителей и вовлечение их в процесс развития ребенка с нарушением слуха. Особое внимание уделяется обучению родителей умению развивать у ребенка разные навыки во время ежедневных дел и игр, создавать условия для спонтанного развития речи. В книге представлено много практических рекомендаций по развитию слуха, речи, языка, мышления, умения общаться у ребенка с нарушенным слухом, а также советы по их воспитанию. Книга предназначена для родителей детей с нарушением слуха и специалистов, уча- ствующих в реабилитации детей с нарушениями слуха, — сурдопедагогов, логопедов, де- фектологов, психологов, врачей-сурдологов, оториноларингологов, педиатров, неврологов.

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
Рекомендации для родителей и специалистов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
Рекомендации для родителей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . —
Рекомендации для сурдопедагогов, логопедов, психологов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
Рекомендации для врачей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Глава 1. Почему ребенок плохо слышит . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Как устроено ухо, и что такое слуховая система . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . —
Как человек слышит . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Типы нарушений слуха . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Причины нарушений слуха у детей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Лечение детей с нарушением слуха . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
Помощь детям с нарушением слуха . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
Глава 2. Диагностика нарушений слуха у детей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Что важно знать о звуках . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . —
Как ребенок воспринимает звуки в разных условиях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
Аудиограмма, или «слуховой паспорт» ребенка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
Степени снижения слуха . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
Что такое диагностика нарушения слуха у ребенка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45
Объективные методы оценки слуха . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46
Аудиометрия по слуховым вызванным потенциалам мозга . . . . . . . . . . . . . . . . 47
Импедансометрия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . —
Отоакустическая эмиссия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
Компьютерная и магнитно-резонансная томография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50
Субъективные методы оценки слуха . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . —
Игровая тональная аудиометрия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51
Как подготовить ребенка к проверке слуха . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53
Обследование слуха с помощью звучащих игрушек и речи . . . . . . . . . . . . . . . . 57
Анкетирование родителей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60
Скрининговые обследования слуха у детей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64
Особенности поведения и развития речи детей с небольшим снижением
слуха . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65
Глава 3. Про слуховые аппараты и FM-системы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67
Как слышат звуки и речь дети с нарушениями слуха . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . —
Что такое слуховой аппарат — самое главное о нем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68
Что такое ушной вкладыш . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72
Когда ребенку нужен слуховой аппарат . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74
Что такое слухопротезирование, и как настраивают слуховые аппараты детям 75
Как ребенок слышит в слуховых аппаратах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
Как правильно надеть и снять слуховой аппарат . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79
Как приучить ребенка носить слуховые аппараты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81
Если ребенок снимает слуховой аппарат . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84
Как проверяют правильность подбора и настройки слухового аппарата . . . . . . . 85
Как ухаживать за слуховым аппаратом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88
Питание слуховых аппаратов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . —
Уход за слуховым аппаратом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89
Чистка ушного вкладыша и трубки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
Бинауральное и монауральное слухопротезирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 91
Что такое FM-системы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . —
Глава 4. Кохлеарная и стволомозговая имплантация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95
Что такое кохлеарный имплант, и чем он отличается от слухового аппарата . . —
Нужна ли ребенку кохлеарная имплантация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98
На каком ухе у ребенка лучше проводить операцию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 99
Как проводится операция кохлеарной имплантации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100
Как ребенок восстанавливается после операции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 101
Когда ребенок начинает слышать, понимать речь и говорить
после кохлеарной имплантации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . —
Что такое слухоречевая реабилитация детей с кохлеарными имплантами . . . . 102
Какие меры предосторожности надо соблюдать детям с кохлеарными
имплантами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 103
Что такое стволомозговая слуховая имплантация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104
Глава 5. Обучение детей с нарушенным слухом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106
Как общаются люди с нарушенным слухом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . —
Методы обучения детей с нарушенным слухом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114
Устные методы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . —
Жестовые методы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 120
Слуховые методы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121
Семейно-центрированный подход . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . —
Где обучаются дети с нарушенным слухом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127
Глава 6. Как помочь глухому ребенку научиться слушать и говорить,
или Главные правила обучения ребенка с нарушенным слухом . . . . . . . . . . . . . . . 132
Что нужно, чтобы ребенок научился понимать речь и говорить . . . . . . . . . . . . . . —
Главные правила обучения и развития ребенка с нарушенным слухом . . . . . . . 136
Глава 7. Развиваем умение общаться . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 146
Предречевые средства общения ребенка, или как общаются дети
с нормальным слухом, пока не научатся говорить . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . —
Что чувствует ребенок, которого не понимают . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 147
Учимся общаться с помощью глаз и не только… . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 148
Как использовать жесты при общении с ребенком . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 152
Использование рисунков при общении с ребенком. Рисуем распорядок дня . . . 157
Глава 8. Учимся слушать и понимать речь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 162
Почему важно, чтобы ребенок научился хорошо слышать . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . —
До слухопротезирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 163
После слухопротезирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 164
Как помочь ребенку быстрее научиться слышать со слуховым аппаратом . . . . 165
Почему так важно научить ребенка слышать окружающие звуки . . . . . . . . 169
Как ребенок учится понимать речь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 173
Что такое фонематический слух, и как его развивать у ребенка
с нарушенным слухом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 178
Занятие или игра? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 179
Слушаем музыку — развиваем слух и многое другое . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 188
Ключевые этапы развития слуха и речи у ребенка со слуховым аппаратом
или кохлеарным имплантом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 191
Глава 9. Учимся говорить . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 194
Что должен уметь ребенок, чтобы говорить . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . —
Как развиваются произносительные навыки у детей
с нормальным и нарушенным слухом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 195
Развиваем голос и звукопроизношение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 197
Как вызвать голос и звуки речи у малыша . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 198
Подражание видимой артикуляции и слухозрительное восприятие
речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 201
Опора на осязательные ощущения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 202
Подражание голосам животных, звукам окружающей среды
и… междометиям . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 203
Речевые ритуалы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 205
Пение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 206
Пальчиковые игры и не только . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 207
Двигаемся и произносим звуки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 210
Артикуляционная гимнастика и массаж . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 212
Использование чтения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 215
Дактилирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . —
Сопряженная речь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 216
Помогаем ребенку правильно произносить слова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . —
Опять языковая система… . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 218
Первые слова и фразы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 220
Развитие грамматически правильной речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 225
Темпы развития устной речи у ребенка с нарушенным слухом . . . . . . . . . . . 226
Глава 10. Развиваем моторику, внимание, мышление, память . . . . . . . . . . . . . . . . 228
Почему у ребенка надо развивать моторику, внимание, мышление и… . . . . . . . —
Помоги мне это сделать самому! . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 230
Как развивать у ребенка моторику, зрительное восприятие, обоняние,
осязание в домашних условиях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 234
Как развивать у ребенка мышление в домашних условиях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 236
Учим ребенка сравнивать и сортировать предметы по размеру,
цвету и форме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . —
Учим ребенка различать и группировать предметы и картинки
по назначению или принадлежности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 239
Обычные предметы, которые можно использовать для обучения ребенка
младшего возраста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 241
Глава 11. Психологические и социальные проблемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 245
Психологическая помощь родителям и семье . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . —
Трудный ребенок: советы родителям . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 249
Совет 1. Справляемся со сверхактивностью . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 250
Совет 2. Приучаем к порядку и дисциплине . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 251
Совет 3. Справляемся с плохим поведением (агрессивность, упрямство,
истерики) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 252
Совет 4. Избегайте наказывать малыша . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 256
О вашем отношении к ребенку . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 257
Качества матери (родителей), положительно влияющие на развитие
ребенка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 258
Социальные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 261
Инвалидность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . —
Родители всех стран, объединяйтесь, или Ассоциации родителей детей
с нарушенным слухом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 262
Приложение 1. Словарь основных терминов и понятий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 265
Приложение 2. Жесты глухих, которые помогут общаться с глухим малышом . . . . 273
Приложение 3. План коррекционной работы по развитию общих представлений
и речи по теме «Лето, цветы» у детей с нарушением слуха в детском саду . . . 280
Приложение 4. План занятий с детьми с нарушением слуха от рождения
до 5 лет . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 285
Занятия с детьми первого года жизни. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 285
Занятия с детьми второго года жизни. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 286
Занятия с детьми 2–5 лет . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 288
Приложение 5. Что должен делать ребенок в разном возрасте . . . . . . . . . . . . . . . . . . 292
Двигательные, слуховые, коммуникативные, языковые и речевые навыки
ребенка в возрасте от 1 года до 5 лет . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . —
Полезные книги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 298
Contents . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 300
Сокращения, используемые в книге:
КИ — кохлеарный имплант
СА — слуховой аппарат
СМСИ — стволомозговой слуховой имплант


Запись на консультацию к неврологам, психологам, логопедам, психиатру по телефону (812)316-50-12
Запись к сурдологам по телефону (812)676-00-76
Электронная почта: 2logo@mail.ru
Адрес: 190013, Санкт-Петербург, ул.Бронницкая, д.9 (ст.м.Технологический институт)


 Санкт-Петербургский НИИ уха, горла, носа и речи: 190013, Санкт-Петербург, ул.Бронницкая, 9, тел. +7(812)676-00-76